Случаи выполнения функций налоговых агентов по НДС установлены статьей 161 Налогового кодекса РФ. Реализация агентом (субагентом) от своего имени КЭО операторов связи из России в данной норме не указано.
Поэтому организация Б налоговым агентом не является. Если заказчик (комитент, принципал) является плательщиком НДС, то организация-посредник должна выставить в адрес покупателей счета-фактуры от своего имени, а реквизиты этих документов передать заказчику (комитенту, принципалу). Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в журнале учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Этот журнал посредник обязан представить в налоговую инспекцию в электронном виде. Срок представления – до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Об этом сказано в пункте 5.2 статьи 174 Налогового кодекса РФ. При этом обязанность уплачивать НДС у посредника, не являющегося плательщиком этого налога, не возникает (п. 2, 3ст. 346.11 НК РФ). Такая обязанность не возникает если посредник применяет УСН. Если посредник (субагент) применяет ОСНО, то НДС к уплате возникает только с суммы агентского вознаграждения.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: Обязан ли посредник выставлять покупателям счет-фактуру с НДС. Организация-посредник, не являющаяся плательщиком НДС, реализует товары от своего имени
Да, обязан, если заказчик (комитент, принципал) является плательщиком НДС.
В этом случае организация-посредник должна выставить в адрес покупателей счета-фактуры от своего имени, а реквизиты этих документов передать заказчику (комитенту, принципалу). Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в журнале учета счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Этот журнал посредник обязан представить в налоговую инспекцию в электронном виде. Срок представления – до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Об этом сказано в пункте 5.2 статьи 174 Налогового кодекса РФ. При этом обязанность уплачивать НДС у посредника, не являющегося плательщиком этого налога, не возникает (п. 2, 3ст. 346.11 НК РФ).
Если же заказчик (комитент, принципал) не является плательщиком НДС, то посредник не должен выставлять счета-фактуры покупателю (письма Минфина России от 31 мая 2011 г. № 03-07-11/152).
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренныхстатьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ).* При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ,письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано вписьме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России