Пошаговый алгоритм реорганизации АО в форме преобразования и порядок регистрации реорганизации описан в рекомендациях № 1 и 2. О порядке конвертации акций см. Справочник № 3 и приложенный к ответу образец протокола общего собрания.
При реорганизации в форме преобразования может быть проведена налоговая проверка. Подробнее здесь: Как проводится налоговая проверка при реорганизации или ликвидации организации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip - версия и в материалах « Систем ы Юрист» .
1. Рекомендация:Как провести преобразование АО
Преобразование АО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о преобразовании АО недействительным. Из-за ненадлежащего уведомления кредиторов реорганизуемым АО регистрирующий орган может отказать во внесении в ЕГРЮЛ записи, подтверждающей факт реорганизации. Подача в регистрирующий орган передаточного акта, составленного с нарушением требований законодательства, не позволит зарегистрировать создаваемое юридическое лицо.
Понятие преобразования АО и основные этапы работы юриста в процессе преобразования АО
Преобразование АО – форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому юридическому лицу другой организационно-правовой формы.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) устанавливает, что в процессе реорганизации АО может преобразоваться в:
- общество с ограниченной ответственностью;*
- общество с дополнительной ответственностью (далее – ОДО);
- производственный кооператив;
- некоммерческое партнерство.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Перечень форм, в которые можно преобразовать АО, приведен в пункте 1 статьи 20 Закона об АО. Этот пункт не предусматривает возможность преобразования АО в ОДО. Однако к ОДО применяются правила об ООО (если такие правила не противоречат ст. 95 ГК РФ). Следовательно, АО можно преобразовать не только в ООО, но и в ОДО. К тому же Закон об АО косвенно указывает на возможность такой реорганизации (подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
Вместе с тем, организационно-правовая форма ОДО не получила распространения на практике. Поэтому реорганизация АО путем его преобразования в ОДО в настоящее время почти не проводится.
Можно ли реорганизовать АО путем его преобразования в акционерное общество другого типа (например, ОАО в ЗАО) (mod = 131, id = 70102)
Нет, нельзя.
Изменение типа юридического лица не является его реорганизацией (абз. 2 п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"»; далее – постановление № 19). В данном случае не изменяется организационно-правовая форма такого лица. Следовательно, преобразование ОАО в ЗАО (и наоборот) проводится не по правилам о реорганизации юридических лиц (ст. 57 ГК РФ, ст. 15 Закона об АО), а по другим правилам Закона об АО. Чтобы изменить тип АО, необходимо:
1) принять на общем собрании акционеров решения по вопросам:
- об изменении типа акционерного общества, то есть о преобразовании ОАО в ЗАО (или наоборот);
- о внесении в устав изменений, связанных с преобразованием, либо об утверждении устава в новой редакции;
2) зарегистрировать изменения в уставе АО либо новую редакцию устава.
Таким образом, при изменении типа АО не нужно составлять и утверждать передаточный акт, опубликовывать сообщение в СМИ, уведомлять кредиторов и выполнять другие требования, установленные законом в отношении реорганизации.
Поскольку изменение типа АО не является реорганизацией, то не наступают свойственные реорганизации последствия. Так, при преобразовании ОАО в ЗАО (и наоборот):
- количество участников гражданского оборота не меняется. Иными словами, АО не прекращает деятельность, и при этом не создаются новые АО;
- права и обязанности АО остаются прежними (т. е. не переходят к другому лицу в процессе правопреемства).
Пример из практики: Суд решил, что в случае изменения типа АО это общество не должно представлять доказательства правопреемства при участии в судебном разбирательстве
ОАО «К.» предъявило к ОАО «А.» требование о взыскании долга по договору подряда. В исковом заявлении истец указал, что его организационно-правовая форма на момент заключения договора была ЗАО «К.».
Суд первой инстанции посчитал, что ОАО «К.» – надлежащий истец по делу. Требования были удовлетворены (аргументация не имеет отношения к примеру).
Ответчик обжаловал решение. Суды апелляционной и кассационной инстанции пришли к следующему выводу: ОАО «К.» не доказало, что является правопреемником ЗАО «К.». Следовательно, нарушены правила статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В итоге суды отказали в иске.
Истец подал в ВАС РФ заявление о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций. ВАС РФ отменил оба постановления и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Аргументация: правопреемство возникает при реорганизации юридического лица (ст. 58 ГК РФ). Изменение типа общества не является реорганизацией, так как организационно-правовая форма остается прежней (п. 23 постановления № 19). Поэтому истец не должен представлять доказательства правопреемства при участии в судебном разбирательстве (постановление Президиума ВАС РФ от 16 октября 2007 г. № 5178/07).
Можно ли преобразовать АО в юридическое лицо какой-либо другой организационно-правовой формы, не указанной в статье 20 Закона об АО (mod = 131, id = 70103)
Нет, нельзя.
Такая реорганизация будет считаться недействительной. Ведь статья 20 Закона об АО содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, на которые можно изменить форму «акционерное общество» в процессе преобразования. Например, невозможно преобразовать АО в какую-либо другую некоммерческую организацию (фонд, ассоциацию, потребительский кооператив), кроме некоммерческого партнерства.
Чтобы реорганизация в форме преобразования прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При преобразовании АО необходимо:
1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования.
2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
3. Разработать документы, которые будут утверждаться на общем собрании акционеров. А именно, передаточный акт(составляется бухгалтерией при взаимодействии с юридическим отделом) и проект учредительных документов создаваемого юридического лица.
4. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о преобразовании АО;
5. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.
6. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
7. Уведомить кредиторов реорганизуемого АО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства.
8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденногоприказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).
9. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО).
10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
11. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное юридическое лицо обязано совершить ряд действий.
Внимание! (mod = 167, id = 1590) Если акционерное общество является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме преобразования.
Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.
Во-первых, нужно определить, позволяет ли организационно-правовая форма создаваемого юридического лица осуществлять эмиссию облигаций.
Если такое лицо может выступать в роли эмитента облигаций, то реорганизация акционерного общества в форме преобразования в это лицо будет соответствовать закону (п. 6 ст. 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; далее – Закон о РЦБ). К примеру, акционерное общество, разместившее облигации, можно преобразовать в общество с ограниченной ответственностью, поскольку ООО имеет право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Если же выяснится, что закон не наделяет создаваемое лицо правом размещать облигации, то преобразовать акционерное общество (эмитента непогашенных облигаций) в это лицо не удастся. Например, нельзя реорганизовать общество, разместившее облигации, путем преобразования в производственный кооператив. Возможность провести такую реорганизацию возникнет лишь после погашения облигаций. Причем при погашении облигаций понадобится соблюсти условия погашения, предусмотренные в решении о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций (абз. 2 п. 7.2.26, п. 7.2.35 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 4 июля 2013 г. № 13-55/пз-н; далее – Стандарты эмиссии).
Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:
- внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
- заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое юридическое лицо.
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.
Обоснование
Пункт 2 статьи 24.1 Закона о РЦБ устанавливает, что изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения.
Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ, п. 2.3.2 Стандартов эмиссии).
Функции совета директоров акционерного общества может осуществлять общее собрание акционеров, но только в случае, если одновременно выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):
- число акционеров – владельцев голосующих акций реорганизуемого общества менее 50;
- устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.
Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое акционерное общество, а его правопреемник – создаваемое юридическое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, утвержденной в приложении 6 (1) к Стандартам эмиссии.
Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).
Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пункте 3.1.9 Стандартов эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.
Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязано уведомить межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное акционерное общество было эмитентом биржевых облигаций, то вместо межрегионального управления необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).
В-четвертых, созданное юридическое лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:
- проспект облигаций реорганизованного акционерного общества подлежал государственной регистрации;
- реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.
Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.
Каким требованиям должен отвечать передаточный акт при преобразовании АО
Права и обязанности от реорганизуемого АО к создаваемому юридическому лицу переходят на основании передаточного акта (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО). Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве (т. е. о переходе прав и обязанностей) по всем обязательствам реорганизуемого АО в отношении всех его кредиторов и должников (абз. 4 п. 6 ст. 15 Закона об АО). При отсутствии таких положений налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт составляет бухгалтерия реорганизуемого АО при взаимодействии с юридическим отделом. Документ вступает в силу с момента его утверждения общим собранием акционеров (подп. 8 п. 3 ст. 20 Закона об АО).
Форма передаточного акта законодательно не утверждена. Обычно в передаточном акте устанавливается, что реорганизуемое АО передает, а правопреемник (создаваемое юридическое лицо) принимает:
1) имущество. Нужно указать актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства);
2) документацию. Примерный перечень документов, прилагаемых к передаточному акту, сформулирован в пункте 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н (далее – Методические указания). Такими документами являются:
- бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств (инвентаризация должна быть проведена перед составлением передаточного акта);
- первичные учетные документы по материальным ценностям (например, акты приемки-передачи основных средств);
- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов о переходе к правопреемнику имущества и обязательств по договорам, а также расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Кроме того, при реорганизации необходимо передать документы, перечисленные в пункте 1 статьи 89 Закона об АО (договор о создании АО, устав, свидетельство о государственной регистрации, протоколы общих собраний акционеров и т. д.). Закон устанавливает, что условия и место хранения таких документов должны определить учредители (уполномоченный орган) реорганизуемого лица (п. 9 ст. 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Поэтому в передаточном акте имеет смысл указать, какие именно документы и в каком порядке будут передаваться от реорганизуемого АО к создаваемому юридическому лицу.
Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования
Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).
По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.
Решение о преобразовании АО в ООО (ОДО) или производственный кооператив принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО).Преобразование в некоммерческое партнерство проводится только по единогласному решению всех акционеров (абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).
Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.
Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению
«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».
Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).
Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):
- наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
- порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
- порядок обмена акций (порядок распределения имущества);
- указание об утверждении передаточного акта (передаточный акт прикладывается к решению);
- указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица (учредительные документы прикладываются к решению);
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
- указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).
Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества (mod = 131, id = 70104)
Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.
Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).
Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.
Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества (mod = 131, id = 70105)
Только реорганизуемое акционерное общество.
Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.
Передача имущества осуществляется только на основании передаточного акта (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона об АО).
Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:
- уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
- и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).
Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.
Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 10 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 14 Закона об ООО).
Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:
- дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
- особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.
Внимание! (mod = 167, id = 1591) Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.
В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:
- увеличится срок проведения реорганизации;
- АО понесет расходы на проведение нового собрания;
- реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.
Пример из практики: Суд признал недействительным решение о реорганизации ЗАО, так как некоторые акционеры не были уведомлены о проведении общего собрания
ЗАО «У.» провело общее собрание акционеров. Повестка дня включала вопрос о реорганизации общества в форме преобразования в ООО «У.». Собрание акционеров приняло решение о реорганизации.
Гражданин П. и ЗАО «П.» (акционеры ЗАО «У.») не участвовали в собрании. Посчитав, что принятое решение нарушает их права, они обратились в суд с иском к ООО «У.» и налоговой инспекции о признании недействительными:
- решения о реорганизации ЗАО «У.», оформленного протоколом общего собрания акционеров;
- решения налоговой инспекции о государственной регистрации ООО «У.».
Суд установил, что ЗАО «У.» не известило акционеров о проведении общего собрания, нарушив тем самым правила статьи 52 Закона об АО. Такое нарушение является основанием для удовлетворения иска о признании решения собрания недействительным (п. 24 постановления № 19). Гражданин П. и ЗАО «П.» не участвовали в голосовании по вопросу о преобразовании. Вместе с тем, они владели в совокупности 30 процентами акций реорганизованного общества. Следовательно, голосование этих акционеров могло повлиять на принятие решения (п. 7 ст. 49 Закона об АО). По этим причинам суд удовлетворил заявленные требования. В итоге ЗАО «У.» не преобразовалось в ООО «У.» в процессе реорганизации (постановление ФАС Московского округа от 16 апреля 2010 г. № КГ-А40/1870-10-П по делу № А40-16629/08-57-120).
Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АОв форме преобразования
После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемое общество должно выполнить ряд установленных законом действий:
- уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
- уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства;
- провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
- выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 75, 76 Закона об АО);
- представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
Внимание! (mod = 167, id = 1592) Если реестр акционеров реорганизуемого АО ведет регистратор, общество обязано уведомить его о начале процедуры преобразования.
АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:
- копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
- выписку из такого протокола.
Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.
Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации
В течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации в налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление (сообщение) о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К уведомлению нужно приложить решение о реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).
Уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) реорганизуемого АО. Подлинность подписи необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.
Инспекция в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации. В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает АО следующие документы:
До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о реорганизации акционерного общества по форме № С-09-4.
Обоснование
Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.
Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними
Реорганизуемое АО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО). Для этого необходимо поместить сообщение (уведомление) о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.
Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении (п. 6.1 ст. 15 Закона об АО):
- сведения о реорганизуемом АО (полное наименование, адрес, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
- сведения о создаваемом юридическом лице (полное и сокращенное наименования, местонахождение);
- форма реорганизации – преобразование;
- порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа АО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с АО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
- сведения о единоличном исполнительном органе реорганизуемого и создаваемого юридических лиц;
- сведения о лицах (при их наличии), намеревающихся предоставить обеспечение исполнения обязательств кредиторам реорганизуемого общества.
Чтобы кредиторы смогли оценить экономическое состояние реорганизуемого АО, общество вправе включить в уведомление дополнительные сведения (п. 6.2 ст. 15 Закона об АО):
- сведения о кредитных рейтингах реорганизуемого АО;
- сведения об изменении кредитных рейтингов за три последних завершенных финансовых года (или за каждый завершенный финансовый год, если АО осуществляет свою деятельность менее трех лет).
Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 6 ст. 15 Закона об АО).
Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).
Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2013 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2013 года.
Обоснование
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Следовательно, второе уведомление можно разместить не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня публикации первого (абз. 5 п. 12 письма ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64).
После того как второе уведомление будет опубликовано, реорганизуемое акционерное общество сможет представить документы для регистрации реорганизации (при условии если проведены все остальные необходимые мероприятия). Другими словами, акционерное общество вправе зарегистрировать реорганизацию, не дожидаясь, пока истечет один месяц со дня публикации второго уведомления.
При нарушении правил уведомления кредиторов или при отсутствии доказательств такого уведомления налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО).
Обязано ли акционерное общество направить в адрес каждого кредитора письменное уведомление о начале процедуры преобразования по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации (mod = 131, id = 70106)
Нет, не обязано.
Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность направлять в адрес кредиторов письменные уведомления о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.
Порядок уведомления кредиторов при реорганизации АО установлен пунктом 6 статьи 15 Закона об АО. Ранее (до 31 декабря 2008 года) этот пункт обязывал реорганизуемое АО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если АО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации.
С 31 декабря 2008 года и по настоящее время действуют другие правила уведомления кредиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 6 статьи 15 Закона об АО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.
Кредиторы вправе требовать досрочного исполнения обществом тех обязательств, которые возникли до момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».
Если должником кредитора является ЗАО, то кредитор вправе потребовать досрочного исполнения обязательства, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).
Если должником кредитора является ОАО, то кредитор вправе потребовать по своему выбору:
- либо досрочного исполнения обязательства;
- либо прекращения обязательства и возмещения убытков.
Требования к ОАО предъявляются:
- только в судебном порядке (абз. 1 п. 3 ст. 60 ГК РФ);
- не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз. 2 п. 3 ст. 60 ГК РФ).
Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизации АО в форме преобразования
Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).
Для внесения записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган – налоговую инспекцию ФНС России. При регистрации некоммерческого партнерства документы нужно представить в территориальный орган Минюста России.
О представлении документов реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 9.4.7 Стандартов эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в регистрирующий орган.
Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации, созданное юридическое лицо (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:
- сообщить регистратору, ведущему реестр акционеров реорганизованного АО, о факте внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности этого АО (абз. 2 п. 9.4.7 Стандартов эмиссии);
- направить в межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам уведомление об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг (глава X Стандартов эмиссии), в частности, об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения всех размещенных акций в связи с реорганизацией (абз. 2 подп. 1 п. 10.4 Стандартов эмиссии).
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Сергей Карулин
главный юрисконсульт ОАО «Реестр»
2. Рекомендация:Как зарегистрировать реорганизацию АО
Как зарегистрировать реорганизацию АО в форме преобразования
Реорганизуемое АО должно подать установленный законодательством комплект документов в регистрирующий орган. В зависимости от того, в какую именно организационно-правовую форму преобразуется АО, таким органом будет:
- при регистрации ООО или производственного кооператива – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций);*
- при регистрации некоммерческого партнерства – Минюст России в лице его территориальных органов.
Адрес регистрирующего органа определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации).
Документы от имени реорганизуемого АО подает генеральный директор (директор) этого АО или иное лицо, которое вправе действовать без доверенности.
Для регистрации создаваемого ООО или производственного кооператива в налоговую инспекцию нужно представить следующие документы (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации):
1. Заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица по форме № Р12001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.
2. Устав создаваемого юридического лица в двух экземплярах (если документы направляются в электронной форме – то в одном экземпляре).
3. Передаточный акт.
4. Документ об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательствомсведений.
6. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг (за исключением акций) в части замены эмитента (в случае если реорганизуемое АО является эмитентом таких бумаг и закон позволяет провести реорганизацию). В качестве данного документа может выступать копия изменений в решение о выпуске облигаций с отметкой об их регистрации (утверждении биржей) и указанием на то, что такие изменения вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций. Эту копию АО должно заверить либо самостоятельно, либо у нотариуса (п. 2.1,2.2 Требований № 13-56/пз-н).
7. Доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (обязанность представления таких доказательств установлена абз. 2 п. 6 ст. 15 Закона об АО). Доказательствами являются:
- копия бланка-заявки на публикацию сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- копии публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации».*
Для регистрации создаваемого некоммерческого партнерства реорганизуемое АО обязано представить в территориальный орган Минюста России следующие документы (п. 5 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»):
1. Заявление о государственной регистрации создаваемого некоммерческого партнерства по форме № Р12001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.
Обоснование
С 4 июля 2013 года для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо использовать формы документов, утвержденные приказом № ММВ-7-6/25@ (п. 1 приказа Минюста России от 7 мая 2013 г. № 68 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций», п. 2 письма ФНС России от 21 июня 2013 г. № ПА-4-6/11289@).
До 4 июля 2013 года для регистрации создаваемого некоммерческого партнерства реорганизуемое акционерное общество вместо заявления по форме № Р12001 обязано было представить заявление по форме № РН0001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
2. Учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах.
3. Решение о создании некоммерческой организации, принятое на общем собрании акционеров реорганизуемого АО (подается в двух экземплярах).
4. Сведения об учредителях в двух экземплярах.
5. Документ об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
6. Сведения о местонахождении постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с этой организацией.
Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации).*
Владислав Добровольский
кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Екатерина Никонова
начальник правового управления ЗАО «Транскредитфакторинг»
3. Справочник: Порядок обмена акций (порядок распределения имущества) при преобразовании АО
Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (подп. 3 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»):
1. В случае преобразования в ООО (ОДО) – порядок обмена акций АО на доли участников в уставном капитале ООО (ОДО).*
2. В случае преобразования в производственный кооператив – порядок обмена акций АО на паи членов кооператива.
3. В случае преобразования в некоммерческое партнерство – порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое вправе будет получить член некоммерческого партнерства (лицо, являющееся на момент принятия решения акционером АО) в каждой из следующих ситуаций:
- при ликвидации некоммерческого партнерства;
- при выходе из некоммерческого партнерства;
- при исключении из некоммерческого партнерства.
18.07.2014г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.