2. Лучше оформить эту операцию путем прощения долга. В противном случае предприниматель может быть привлечен к ответственности за нарушение валютного законодательства РФ.
Дело в том, что с нерезидентами российский предприниматель вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования: расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Расчеты наличными денежными средствами возможны в строго ограниченных случаях. Оплата договора поставки к такому исключению не относится.
Если предпринимать закроет задолженность по договору таким образом, то это будет прямым нарушением валютного Законодательства РФ. Незаконными считаются запрещенные валютные операции. За их совершение Росфиннадзор может оштрафовать. Размер штрафа составляет от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Это следует из части 1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.
Поэтому от поставщика из Турции лучше получить документ о том, что он прощает ИП задолженность по договору поставки. Да, при этом сумма прощенного долга включается в состав внереализационных доходов (п. 8 и 18 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Но ИП удастся избежать штрафов со стороны Росфиннадзора.
Никаких требований к незавершенной сделке по импорту Законодательство не предъявляет. ИП бухучет не ведет.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip – версия
1. Статья справки: Резидент (в целях применения валютного законодательства) – это:*
– гражданин России, за исключением граждан, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве (по законодательству этого государства);
– иностранец или лицо без гражданства, постоянно проживающее в России;
– российские организации;
– филиалы, постоянные представительства (иные подразделения) российских организаций, находящиеся за пределами России.
Полный перечень лиц, являющихся резидентами в целях применения валютного законодательства, приведен в подпункте 6 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
2. Рекомендация: Какие валютные операции могут проводить российские организации
Разрешенные валютные операции
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
К разрешенным валютным операциям относятся:
- операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
- операции с нерезидентами.
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.
С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:
- расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС Россииот 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга