В случае заключения договора с энергоснабжающей организацией субподрядчиком не исключены претензии налоговых органов. Однако такие расходы являются для подрядчика экономически обоснованными. Кроме того, в пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ указано, что к материальным расходам организации относятся затраты на приобретение энергии всех видов. Таким образом, у налоговой нет оснований отказать организации-подрядчику в учете расходов на электроэнергию.
Между организациями должно быть оформлено соглашение о перевыставлении стоимости электроэнергии. В данном соглашении необходимо установить порядок расчета суммы, которую возмещает второй подрядчик (если отсутствует отдельный счетчик). При выставлении счета на возмещении стоимости коммунальных услуг второму подрядчику необходимо передать:
- документ, в котором отражен расчет суммы электроэнергии;
- копии счетов на оплату коммунальных услуг, полученных арендодателем.
Перевыставлять счета-фактуры организация не вправе.
У организации-абонента в учете делаются проводки:
Дебет 20 Кредит 60 – учтены расходы на электроэнергию («свои»);
Дебет 91-2 Кредит 76 – отражены прочие расходы, подлежащие возмещению.
При получении компенсации:
Дебет 76 Кредит 91-1 – учтена сумма компенсации расходов;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 51 Кредит 76 – поступила сумма компенсации.
В налоговом учете организация А вправе учесть всю стоимость услуг в составе расходов. Сумму, полученную от второго подрядчика в качестве возмещения, необходимо учесть в составе доходов.
Второй подрядчик вправе учесть сумму компенсации стоимости электроэнергии с составе расходов. Принять к вычету сумму НДС он не вправе.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»
Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.
Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.
Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585,Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).
ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.
Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264,подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.
Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.
В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).
Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
Статья 254. Материальные расходы
1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии*;
3. Статья: Самый сложный вопрос номера! Арендодателю необязательно составлять акт на компенсацию коммунальных услуг
Спрашивает Елена Борисова,
гл. бухгалтер ООО «Новое время» (г. Кстово)
Мы сдаем в аренду помещение. Арендатор компенсирует нам «коммуналку». Поступившую сумму, как и положено, ставим в доходы на основании счета, в котором есть формулировка «перевыставление услуг…». Этого документа достаточно или нужно подписывать еще и акт на оказание услуг?
Отвечает Виктория Петрова,
эксперт журнала «Главбух»
Составлять акт в данном случае вам необязательно. Если, конечно, другой порядок не прописан в договоре с арендатором. Вам достаточно оформить счет на компенсацию «коммуналки». Ведь ваша компания не является поставщиком электроэнергии, воды, тепла. Это следует из статей 539, 548 ГК РФ. Данный вывод подчеркнул и Президиум ВАС РФ в пункте 22 информационного письма от 11 января 2002 г. № 66.
А вот вашему контрагенту счета может оказаться недостаточно для того, чтобы списать коммунальные расходы в налоговом учете. Поэтому вы можете составлять отдельный первичный документ с расчетом стоимости услуг, потребленных арендатором. К примеру, расчет или справку арендодателя. Также вы можете оформить и акт с аналогичным содержанием. К этому документу желательно прилагать копии счетов от поставщиков коммунальных услуг.
Журнал «Главбух» № 12, июнь 2012
3. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы подрядчика по договору строительного подряда
Прочие расходы
Прочие расходы по строительному договору могут включать в себя:
- отдельные виды затрат на управление организацией;
- расходы на НИОКР;
- другие затраты, возмещение которых заказчиком специально предусмотрено в договоре.
В бухучете сумму прочих расходов, относящуюся к конкретному договору строительного подряда, отразите проводкой:
Дебет 20 Кредит 26 (60, 76, 70, 69…)
– отражены в составе расходов по договору строительного подряда прочие расходы, возмещаемые заказчиком.
Такой порядок предусмотрен пунктом 14 ПБУ 2/2008.
При этом следует различать прочие расходы по договору строительного подряда, которые отражаются на производственных счетах (п. 14 ПБУ 2/2008), и прочие расходы, которые сразу списываются на финансовые результаты (п. 11 ПБУ 10/99). В частности, к прочим расходам, которые учитываются на счете 91, относятся затраты, связанные с подготовкой договора строительного подряда, если у организации нет достаточной уверенности в том, что договор будет подписан (п. 15 ПБУ 2/2008, п. 11 ПБУ 10/99).
Расходы по договору строительного подряда учитываются в том отчетном периоде, к которому они относятся. При этом расходы по выполненным работам учитываются как затраты на производство, а расходы, связанные с предстоящими работами, – как расходы будущих периодов (по дебету счета 97). Об этом сказано в пункте 16ПБУ 2/2008.
Фактические расходы, связанные с предстоящими работами, отражаются проводкой:
Дебет 97 Кредит (25, 26, 23, 60, 70, 69…)
– отражены расходы будущих периодов по договору строительного подряда.
Впоследствии они включаются в состав расходов на выполнение строительно-монтажных работ по мере осуществления этих работ (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета, п. 16 ПБУ 2/2008):
Дебет 20 Кредит 97
– включены в состав расходов на производство затраты, ранее отраженные в составе расходов будущих периодов.
По мере признания выручки для определения финансового результата расходы списывайте проводкой:
Дебет 90-2 Кредит 20
– признаны расходы по договору строительного подряда.
Такой порядок признания расходов предусмотрен пунктом 16 ПБУ 2/2008.
Некоторые сведения о расходах по договорам строительного подряда должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности подрядчика. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении доходы подрядчика по договору строительного подряда.
Порядок расчета налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
Журнал «Российский налоговый курьер» № 10, Май 2012
4. Ситуация: как арендодателю отразить в бухучете операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора. Арендатор компенсирует стоимость коммунальных платежей по отдельному счету
Когда арендодатель получает от арендатора компенсацию коммунальных услуг, то такая операция признается возмездным оказанием услуги по перечислению коммунальных платежей (ст. 779 ГК РФ, п. 7 ПБУ 9/99). В бухучете отразите ее так:
Дебет 76 (62) Кредит 91-1
– отражены прочие доходы от реализации услуг.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Основанием для данной записи должен послужить документ, подтверждающий факт оказания услуг (например, выставляемый арендатору счет на оплату коммунальных услуг) (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Данная точка зрения об отражении расчетов по возмещению коммунальных платежей через счета учета финансовых результатов была высказана в письмах Минфина России от 12 мая 2000 г. № 04-05-11/40 и от 13 сентября 2000 г. № 04-02-04/1. Хотя в них содержатся ссылки на старый План счетов, выводы, приведенные в этих документах, можно распространить и на новый порядок отражения операций на счетах бухучета.
Наряду с доходами в бухучете нужно отразить и расходы – то есть стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором. Соответственно, эти суммы нужно учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении расходов в учете сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
26.12.2014г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.