В вашем случае речь идет об оказании услуг по договору транспортной экспедиции. Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен, можно взыскать с экспедитора ущерб. Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба необходимо:
Но обращаю Ваше внимание, что если экспедиционные услуги связаны с перевозками грузов в международном сообщении, то ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.
Кроме того, при таких перевозках размер ответственности экспедитора за несохранность груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация:Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза
Ответственность перевозчика (экспедитора) за нарушение обязательств по договорам перевозки и транспортной экспедиции устанавливается:*
Причем стороны не могут ограничить или устранить ответственность перевозчика (экспедитора), которая установлена законом (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 УАТ, ст. 11 Закона о ТЭД). Даже если условия об ограничении ответственности перевозчика (экспедитора) будут включены в договор, то грузоотправитель (клиент) легко сможет добиться признания такого условия недействительным в суде.
Также стоит отметить, что суды при рассмотрении споров исходят из принципа добросовестности сторон при исполнении обязательств. На практике этим можно воспользоваться для защиты интересов клиента (грузоотправителя, грузополучателя). Так, по одному из дел суд взыскал с перевозчика убытки несмотря на то, что грузоотправитель сам передал груз водителю, основываясь на поддельных документах. При этом суд исходит из того, что отправитель «действовал добросовестно, предусмотрительно и разумно, и не мог предполагать, что... документы являются поддельными» (определение ВАС РФ от 28 ноября 2011 г. № ВАС-14712/11).
Как взыскать ущерб с экспедитора
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:*
Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.
Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба, клиенту необходимо:*
- зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;
- уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза;
-
направить экспедитору претензию.
- статьями 793–796 и 803 Гражданского кодекса РФ;
- главой 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ);
- главой 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД);
- договором перевозки или транспортной экспедиции.
- реальный ущерб в соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Закона о ТЭД (см. таблицу* Определение размера ущерба в случае утраты, повреждения (порчи), недостачи груза экспедитором);
- упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, которые произошли по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о ТЭД);
- ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (если это было предусмотрено договором);
- проценты за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), если экспедитор уклоняется от возмещения ущерба.
- зафиксировать факт утраты, повреждения или недостачи груза;
- уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза;
- направить экспедитору претензию.
Уведомление об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза
Получатель во время приема груза должен уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза. Причем в этом уведомлении нужно обязательно указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза (п. 1 ст. 8 Закона о ТЭД).
Внимание! Если получатель во время получения груза не уведомит экспедитора о несохранности груза, то считается, что он получил груз неповрежденным.
Эта презумпция установлена пунктом 1 статьи 8 Закона о ТЭД, и на практике опровергнуть ее очень сложно.
Пример из практики: суд отказал заказчику во взыскании убытков, так как с момента передачи груза получателю до момента уведомления экспедитора о его повреждении прошло пять дней
12 января 2009 года при выгрузке груза из контейнера было обнаружено повреждение товара.
Заказчик обратился в арбитражный суд с иском к экспедитору о взыскании суммы реального ущерба и упущенной выгоды. Однако не представил доказательств того, что грузополучатель во время выдачи ему груза уведомил в письменной форме экспедитора о повреждении груза. Претензия не была принята в качестве надлежащего доказательства, «поскольку с момента передачи груза получателю (12.01.2009) до момента уведомления экспедитора о его повреждении (16.01.2009) груз находился в распоряжении истца в течение 5 дней, поэтому в данном случае экспедитор не несет ответственность за повреждение груза после передачи его получателю» (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2010 г. по делу № А19-11435/09).
Однако указанная норма содержит оговорку «если не доказано иное». То есть если груз по поручению экспедитора сдал перевозчик и сведения о недостаче, повреждении груза были указаны в акте и транспортной накладной, то эти документы и будут служить доказательством, что экспедитор извещен о несохранной перевозке груза. Соответственно, есть основания, чтобы выставить претензии и подать иск о возмещении ущерба экспедитору, который в последующем может в порядке регресса перевыставить претензию фактическому перевозчику (при наличии его вины).
Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Такая ситуация может возникнуть при перевозке сложного оборудования (например, двигателей, станков с программным управлением), когда внутренние повреждения могут проявиться лишь спустя некоторое время после начала эксплуатации. При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление.
Предъявление претензии экспедитору
Условие об обязательном предъявлении экспедитору претензии установлено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД.
К претензии нужно приложить следующие документы:
- документы, которые подтверждают право на предъявление претензии;
- документы, которые подтверждают количество и стоимость отправленного груза.*
Совет
Закон о ТЭД устанавливает обязанность прикладывать к претензии указанные документы в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Однако прикладывать оригиналы документов к претензии не следует. Это связано с тем, что если экспедитор отклонит претензию и оригиналы при пересылке по различным причинам будут утрачены, то будет весьма затруднительно взыскать ущерб в судебном порядке.*
В отличие от порядка предъявления претензии перевозчику претензии к экспедитору можно предъявить лишь в течение шести месяцев со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (п. 4 ст. 12 Закона о ТЭД).
Можно ли предъявить претензию (по поводу утраты, повреждения или недостачи груза) по истечении шестимесячного срока
Это возможно, но экспедитор будет сам решать, принимать ему претензию для рассмотрения или нет. Все зависит от того, признает ли он причину пропуска шестимесячного срока уважительной (п. 6 ст. 12 Закона о ТЭД). Вероятность такого признания очень мала.
Однако экспедитор должен будет направить в адрес клиента (грузополучателя) соответствующее сообщение (о признании причины срока неуважительной или уважительной). Если он этого не сделает, то суд может отклонить довод экспедитора о пропуске срока для предъявления претензии.
Кроме того, нужно иметь в виду, что этот срок не является пресекательным и его пропуск не препятствует рассмотрению в суде спора по существу.
Сергей Рогожин,
кандидат юридических наук, доцент,
судья Суда по интеллектуальным правам
(до 2013 г. – судья Арбитражного суда Ульяновской области)
2. Справочники:Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
Нарушение | Размер ответственности | Положение Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД) | |
Утрата груза | Размер действительной (документально подтвержденной) стоимости груза и упущенная выгода клиента* | Если груз был сдан для перевозки без объявления ценности | п. 1 ст. 7 |
Размер объявленной ценности груза и упущенная выгода клиента | Если груз был сдан для перевозки с объявленной ценностью |
Если экспедиционные услуги связаны с перевозками грузов в международном сообщении, то ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки (п. 3 ст. 6 Закона о ТЭД).*
Кроме того, при таких перевозках размер ответственности экспедитора за несохранность груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза *(п. 2 ст. 7 Закона о ТЭД). Исключения касаются случаев, когда более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о ТЭД).
Для этого экспедитору нужно доказать, что утрата, повреждение (порча) или недостача принятого для экспедирования груза возникла не по причине его собственного действия (бездействия), совершенного умышленно или по грубой неосторожности (п. 4 ст. 6 Закона о ТЭД).