Двойного налогообложения в данном случае быть не должно.
Во-первых, лицензиар – покупатель не должен выполнять функцию налогового агента в части лицензионного платежа (роялти).
Да с точки зрения законодательства место реализации операции по передачи имущественных неисключительных прав осуществляется на территории России. Это связано с тем, что лицензиар
осуществляет деятельность в России. То есть покупателем является российская организация (абз. 2 и 3 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Поскольку местом реализации признается Россия, то и налогообложения должно проходить в рамках российского законодательства. Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории России освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
При подготовке ответов на вышеперечисленные вопросы Минфин России руководствовался в том числе положениями ст. ст. 1235, 1236, 1238, 1262 и 1286 части четвертой Гражданского кодекса РФ. К операциям, не подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость, относится в том числе передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионных (сублицензионных) договоров, составленных в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом, а именно передача указанных прав на основании как исключительной, так и простой (неисключительной) лицензии (письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. № 03-07-15/44).
Следовательно, российское общество при выплате роялти не обязано исполнять функцию налогового агентирования по НДС.
Во–вторых, в соответствии с правовой позицией арбитражных судов само по себе обстоятельство, что таможенная стоимость, указанная декларантом в рамках заявленного метода, значительно отличалась в меньшую сторону от сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, относительно стоимости аналогичных товаров, не влечет за собой корректировку таможенной стоимости, так как не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 ноября 2012 г. № Ф03-5380/2012, Определение ВАС РФ от 12 апреля 2013 г. № ВАС-3368/13).
Такую же позицию занимают и регулирующие органы. По их мнению, только декларант определяет таможенную стоимость и только он решает вопросы о том, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым товарам и является ли их уплата условием продажи оцениваемых товаров. Регулирующие органы только контролируют правильность указания таможенной стоимости в рамках процедуры таможенного контроля (Письмо Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16116). Как раз в этом разъяснении у Минфина и спрашивался вопрос о двойном налогообложении.
Обоснование данной позиции приведено ниже в документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база»
1. письмо Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-07-08/177
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Вопрос: Об отсутствии оснований для исполнения обязанности налогового агента российской организацией при приобретении у иностранного лица, не являющегося налогоплательщиком НДС в РФ, прав на использование программ для электронных вычислительных машин по лицензионному договору.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному лицу за услуги, оказываемые российской организации, и сообщает следующее.
На основании положений ст. ст. 146, 148 и 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на добавленную стоимость уплачивается российской организацией в качестве налогового агента в случае приобретения у иностранного лица, не являющегося налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, услуг, местом реализации которых в целях применения этого налога признается территория Российской Федерации.
При этом согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 Кодекса операции по передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому при приобретении у вышеуказанного иностранного лица прав на использование программ для электронных вычислительных машин по лицензионному договору российская организация обязанности налогового агента исполнять не должна.
2. письмо Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16116
Вопрос: ООО является производителем детской литературы. Права на часть изданий ООО принадлежат иностранным правообладателям. ООО перечисляет им лицензионные платежи (роялти) за право издания и распространения соответствующих произведений. Величина роялти определяется исходя из объемов реализованных периодических изданий, при создании которых были использованы материалы, принадлежащие иностранным правообладателям.
Книги с произведениями, за право печатания и распространения которых уплачиваются роялти, также печатаются за границей РФ и ввозятся на территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления (импорт). Производитель книг (типография) не является ни правообладателем, ни аффилированным лицом по отношению к нему.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении ввозимых на территорию РФ товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.
Пунктом 1 ст. 153 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию РФ налоговая база по НДС определяется в соответствии с гл. 21 НК РФ и таможенным законодательством Таможенного союза. Согласно п. 1 ст. 160 НК РФ одной из составляющих налоговой базы является таможенная стоимость ввозимых товаров.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Таможенная стоимость ввозимых на территорию РФ печатных изданий, а соответственно, и налоговая база по НДС, помимо договорной (контрактной) стоимости издания, включает и роялти, сумму которых на момент ввоза определить невозможно.
Согласно п. 3 ст. 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Исходя из содержания п. 1 ст. 5 Соглашения все добавления непосредственно связаны со сделкой по импорту товара в РФ и направлены на предотвращение искусственного занижения таможенной стоимости товара и, соответственно, таможенных платежей. В связи с этим логично включение в перечень добавлений сумм лицензионных платежей в случаях, когда поставщиком импортируемых товаров является правообладатель, взимающий с российского импортера роялти. В рассматриваемом случае продавцом товара является не правообладатель, а типография, выполняющая функции по печати издания.
Согласно Письму Минфина России от 29.01.2009 N 03-07-08/13 если оплата роялти для покупателя является частью общей суммы платежа непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары, то сумма оплаты роялти включается в таможенную стоимость товаров как часть стоимости сделки.
Также добавление сумм роялти к договорной стоимости товара при исчислении НДС фактически ведет к двойному налогообложению (одной и той же) суммы роялти (в составе таможенной стоимости товара, а также соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 146 и ст. 161 НК РФ).
Следует ли включать суммы роялти в состав таможенной стоимости импортируемых печатных изданий при определении налоговой базы по НДС?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу включения в таможенную стоимость печатных изданий, изготовленных на территории иностранного государства и ввозимых в Российскую Федерацию, сумм роялти, перечисляемых иностранным правообладателям за право издания и распространения соответствующих произведений, и сообщает.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Указанное Соглашение не содержит положений, касающихся особенностей, при которых лицензионные платежи уплачиваются не продавцу оцениваемых товаров, а правообладателю, являющемуся третьим лицом, и не определяет вид договора, которым должны регулироваться взаимоотношения между правообладателем и лицензиатом.
С учетом норм п. 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которому таможенная стоимость товаров определяется декларантом, решение вопросов о том, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым товарам и является ли их уплата условием продажи оцениваемых товаров, принимается декларантом при определении таможенной стоимости товаров. При этом ст. 66 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что контроль правильности определения таможенной стоимости товаров, в том числе в отношении включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля.