1. Даже в случае реорганизации МУП в АО организация обязана руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ, если доля государственного (муниципального) участия более 50 % уставного капитала. В этом случае отбор исполнителя должен проходить в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом № 223-ФЗ и Положением о закупках, разработанном организацией - заказчиком.
Однако законодательство устанавливает исключение по отбору исполнителя для целе проведения аудиторской проверки: требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ при выборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита не применяются в соответствии со статьей 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
2. да, нужно.
При реорганизации трудовые отношения с согласия сотрудника продолжаются (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Поэтому перезаключать трудовой договор с ним не нужно, поскольку при изменении организационно-правовой формы компании (работодателя) все остальные условия трудового договора сохраняются: как правило, для работников ничего не меняется, они продолжают выполнять на своих рабочих местах ту же работу (ст. 75 ТК РФ).
Но с каждым сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, как это предусмотрено статьей 57 ТК РФ, с указанием нового наименования организации. Соответствующие изменения надо внести и в трудовые книжки.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как приобретать товары (работы, услуги) организациям с долей участия государства (субъекта РФ, муниципального образования)
На кого распространяется порядок
К заказчикам товаров (работ, услуг), на которых распространяются требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в частности, относятся следующие.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Государственные корпорации и компании; унитарные предприятия; автономные учреждения; субъекты естественных монополий; организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности в сфере электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
2. Организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.*
3. Дочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пунктах 1 и 2.
4. Субдочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пункте 3.
Порядок определения совокупных долей участия государства и других учредителей (участников) в уставных капиталах дочерних организаций должен быть установлен Правительством РФ.
5. Бюджетные учреждения при наличии Положения о закупке, утвержденного их учредителями.
Об этом сказано в частях 2 и 3 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Действие Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не распространяется на:
1) организации, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50 процентов, являющиеся субъектами естественных монополий либо занимающиеся регулируемыми видами деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, при условии что выручка от соответствующих видов деятельности за предшествующий год не превышает 10 процентов общей суммы выручки;
2) дочерние и субдочерние хозяйственные общества организаций, указанных впункте 1, при условии что их выручка от закупки товаров (работ, услуг) этими организациями и их дочерними хозяйственными обществами составляет не более 5 процентов выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.
Об этом сказано в части 2.1 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
При этом информация об объеме контролируемой выручки должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru/223. Порядок размещения на сайте такой информации установлен Положением, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 494.
Требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не применяются:
- при купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей, драгоценных металлов, а также при заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
- при приобретении биржевых товаров в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ;
- при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
- при закупках в области военно-технического сотрудничества;
- при закупках в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);
- при выборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ;
- при заключении договоров, связанных с электроэнергетикой, в соответствии с Законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ;
- при осуществлении кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
Об этом сказано в части 4 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не применяются:*
- при купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей, драгоценных металлов, а также при заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
- при приобретении биржевых товаров в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ;
- при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
- при закупках в области военно-технического сотрудничества;
- при закупках в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);
- при выборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ;*
- при заключении договоров, связанных с электроэнергетикой, в соответствии с Законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ;
- при осуществлении кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
Об этом сказано в части 4 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Рекомендация:Как провести аудиторскую проверку в организации
Виды аудита
Аудит бывает двух видов:
- обязательный. Он представляет собой ежегодную проверку формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). О том, когда нужно проводить обязательную аудиторскую проверку, см. В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку;
- инициативный (добровольный). Он проводится по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.
Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации
Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.
В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством голосов) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г. № 17869/07).
В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).* Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Кто может проводить аудит
Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см. В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку.
Требования к аудиторским организациям (аудиторам)
С 1 января 2010 года аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки (оказывать сопутствующие аудиту услуги) только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Это следует из положений части 1 статьи 3,части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ и разъясняется Минфином России в информационном сообщении от 1 января 2009 г.
Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:
- аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
- аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
- аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
- проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
- проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
- у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
- в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.
Такие требования определены в статье 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Статья:КОМПАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Трудовое законодательство защищает права работников реорганизуемой компании. При изменении организационно-правовой формы компании (работодателя) все остальные условия трудового договора сохраняются: как правило, для работников ничего не меняется, они продолжают выполнять на своих рабочих местах ту же работу (ст. 75 ТК РФ).
Реорганизация компании не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ч. 5 ст. 75 ТК РФ)
Если проведение мероприятий по реорганизации компании требует внесения изменений в условия трудового договора (например, изменяется место работы (территориально), должность, условия оплаты труда и т. д.), то соответствующие действия проводятся уже новым работодателем.
В общем случае об изменениях условий трудового договора новый работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).*
Если работник согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.
Если работник сам не хочет работать в новой компании, то основанием увольнения будет пункт 6 статьи 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией).
Двухмесячный срок предупреждения
Если в результате реорганизации у работника изменяются условия трудового договора, должностные обязанности и возникает необходимость провести сокращение численности или штата работников, то действует общеустановленный срок предупреждения — два месяца, до истечения которых трудовые договоры не могут быть расторгнуты (ст. 180 ТК РФ).
Соблюдение двухмесячного срока не является необходимым (срок может быть сокращен), если работники реорганизованной компании готовы работать с новым работодателем на предлагаемых им условиях.
Дополнительное соглашение к договору
Поскольку в случае реорганизации компании о прекращении трудовых отношений речь не идет, заключать новые трудовые договоры с работниками реорганизованной компании не следует.
С каждым сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, как это предусмотрено статьей 57 ТК РФ. В любом случае (даже если трудовые договоры по истечении двух месяцев будут расторгнуты) факт реорганизации работодателя должен быть зафиксирован в трудовых книжках.*
А.Г. Кипор, налоговый консультант
Журнал «Зарплата» № 5, май 2013