Расходы, понесенные организацией на поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых на определенном участке недр, в отношении которого еще не установлена коммерческая целесообразность добычи, являются поисковыми затратами (п. 2 ПБУ 24/2011),
Такие затраты (от момента получения соответствующей лицензии и до момента определения коммерческой целесообразности добычи на исследуемом участке недр) могут капитализироваться и учитываться организацией в качестве внеоборотных активов. Этот факт должен быть прописан в учетной политике общества (п. п. 4, 5, 29 ПБУ 24/2011, Письмо Минфина России от 06.08.2012 № 07-02-06/195).
В Вашей ситуации скважина имеет материально-вещественную форму, поэтому работы по ее бурению являются материальным поисковым активом (п. п. 6, 7 ПБУ 24/2011):
Дебет 08 Кредит 60
– проведены работы по бурению скважины, выполненные подрядной организацией.
Важно отметить, что последующая оценка материальных поисковых активов, включая начисление амортизации, осуществляется применительно к правилам последующей оценки основных средств (п. 16 ПБУ 24/2011). Порядок начисления амортизации по поисковым активам определяется организацией (п. 17 ПБУ 24/2011). Если скважина будет признана непродуктивной, то она подлежит ликвидации с использованием счета 91-2.
В налоговом учете расходы организации на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, в том числе связанные с бурением и ликвидацией скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), для целей налогообложения прибыли признаются расходами на освоение природных ресурсов (п. 1 ст. 261 НК РФ). Порядок ведения налогового учета таких расходов установлен ст. 325 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 325 Кодекса в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл. 25 НК РФ. Если скважина будет признана непродуктивной, то она подлежит списанию равномерно в течение 12 месяцев.
Обоснование данной позиции приведено ниже в документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip – версия
1. Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011)»
2. Настоящее Положение применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых (далее - поисковые затраты) на определенном участке недр*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Настоящее Положение применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляется поиск, оценка месторождений полезных ископаемых и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (далее - коммерческая целесообразность добычи).
II. Признание поисковых затрат
4. Организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности.
5. Поисковые затраты, признаваемые внеоборотными активами (далее - поисковые активы), как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых.*
29. В составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
перечень видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами, либо указание на то, что все поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности;
особенности классификации материальных и нематериальных поисковых активов;
порядок начисления амортизации по поисковым активам;
группировка поисковых активов в целях проверки их на обесценение;
условия перевода поисковых активов в состав основных средств, нематериальных и иных активов организации.
Пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в отношении затрат на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых приведен в приложении к настоящему Положению.
2. письмо Минфина России от 6 августа 2012 г. № 07-02-06/195
Вопрос: О порядке отражения в бухгалтерском учете затрат на освоение природных ресурсов, в частности поисковых затрат.
Ответ:
В связи с письмом Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2011 № 125н, организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности. В свою очередь, согласно Положению по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н, прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности*.
В соответствии с ПБУ 24/2011 в составе информации об учетной политике организации подлежат раскрытию, в частности, перечень видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами, либо указание на то, что все поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности; условия перевода поисковых активов в состав основных средств, нематериальных и иных активов организации*.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, при ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
3. письмо Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/597
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Из письма следует, что организация осуществила расходы по строительству поисково-оценочной скважины, которая подлежит ликвидации по геологическим причинам как скважина, не вскрывшая проектный горизонт и не доведенная до проектной глубины из-за несоответствия фактического геологического разреза проектному.
В соответствии с п. 3 ст. 325 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если осваиваемый участок (часть территории осваиваемого участка) признается налогоплательщиком бесперспективным либо продолжение его освоения признается нецелесообразным, суммы расходов, осуществленные налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в общем порядке, предусмотренном ст. 261 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 261 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:
расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
Пунктом 2 ст. 261 Кодекса установлено, что расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие гл. 25 Кодекса, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 Кодекса, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов*.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Кодекса. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:
расходы, предусмотренные в абз. 3 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;
расходы, предусмотренные в абз. 4 и 5 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.
В соответствии с п. 4 ст. 325 Кодекса в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл. 25 Кодекса.
Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог; площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ.
Таким образом, если поисково-оценочная скважина не признается амортизируемым имуществом, то расходы, связанные с ее строительством и ликвидацией, следует учитывать в расходах для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев налогообложения начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).*
Что касается расходов на строительство временных сооружений, то, по мнению Департамента, такие расходы не учитываются в стоимости поисково-оценочной скважины для целей налогообложения прибыли организаций.