Кодекс РФ об административных правонарушениях
Номер документа: | 195-ФЗ |
Дата редакции: | 7 марта 2017 |
Дата принятия: | 30 декабря 2001 |
Вид документа: | КОДЕКС |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 5, 11 февраля 2002 года |
Публикация: | Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002 |
Публикация: | Российская газета, N 256, 31.12.2001 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, (часть I), 07.01.2002, ст.1 |
Редакции
- 27.05.2024
- 03.05.2024
- 17.04.2024
- 01.04.2024
- 22.03.2024
- 01.03.2024
- 05.01.2024
- 01.01.2024
- 30.12.2023
- 25.12.2023
- 23.12.2023
- 12.12.2023
- 08.12.2023
- 30.10.2023
- 12.10.2023
- 01.10.2023
- 01.09.2023
- 15.08.2023
- 11.08.2023
- 04.08.2023
- 21.07.2023
- 24.06.2023
- 13.06.2023
- 09.06.2023
- 19.05.2023
- 09.05.2023
- 25.04.2023
- 14.04.2023
- 29.03.2023
- 11.03.2023
- 01.03.2023
- 17.02.2023
- 07.02.2023
- 11.01.2023
- 01.01.2023
- 29.12.2022
- 19.12.2022
- 05.12.2022
- 29.11.2022
- 04.11.2022
- 31.10.2022
- 24.09.2022
- 01.09.2022
- 25.07.2022
- 24.07.2022
- 14.07.2022
- 13.07.2022
- 01.07.2022
- 11.06.2022
- 08.06.2022
- 20.05.2022
- 27.04.2022
- 16.04.2022
- 06.04.2022
- 05.04.2022
- 17.03.2022
- 04.03.2022
- 01.03.2022
- 27.02.2022
- 08.02.2022
- 01.02.2022
- 10.01.2022
- 01.01.2022
- 30.12.2021
- 01.12.2021
- 11.11.2021
- 01.10.2021
- 01.09.2021
- 22.08.2021
- 12.07.2021
- 09.07.2021
- 01.07.2021
- 29.06.2021
- 22.06.2021
- 06.06.2021
- 20.05.2021
- 11.05.2021
- 01.05.2021
- 16.04.2021
- 14.04.2021
- 04.04.2021
- 27.03.2021
- 20.03.2021
- 07.03.2021
- 01.03.2021
- 28.02.2021
- 15.02.2021
- 28.01.2021
- 15.01.2021
- 10.01.2021
- 02.01.2021
- 01.01.2021
- 19.12.2020
- 26.10.2020
- 22.10.2020
- 11.08.2020
- 31.07.2020
- 04.07.2020
- 01.07.2020
- 26.06.2020
- 23.06.2020
- 19.06.2020
- 01.06.2020
- 05.05.2020
- 12.04.2020
- 09.04.2020
- 01.04.2020
- 29.03.2020
- 12.03.2020
- 29.02.2020
- 01.02.2020
- 13.01.2020
- 08.01.2020
- 01.01.2020
- 27.12.2019
- 16.12.2019
- 13.12.2019
- 02.12.2019
- 23.11.2019
- 15.11.2019
- 01.11.2019
- 01.10.2019
- 01.09.2019
- 13.08.2019
- 06.08.2019
- 29.07.2019
- 26.07.2019
- 18.07.2019
- 14.07.2019
- 01.07.2019
- 28.06.2019
- 18.06.2019
- 17.06.2019
- 09.06.2019
- 12.05.2019
- 26.04.2019
- 24.04.2019
- 12.04.2019
- 29.03.2019
- 18.03.2019
- 17.03.2019
- 17.02.2019
- 07.02.2019
- 22.01.2019
- 16.01.2019
- 08.01.2019
- 07.01.2019
- 01.01.2019
- 09.12.2018
- 23.11.2018
- 11.11.2018
- 29.10.2018
- 22.10.2018
- 13.10.2018
- 01.10.2018
- 26.09.2018
- 14.08.2018
- 10.08.2018
- 31.07.2018
- 30.07.2018
- 08.07.2018
- 03.07.2018
- 14.05.2018
- 04.05.2018
- 14.04.2018
- 18.03.2018
- 16.02.2018
- 29.01.2018
- 11.01.2018
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 31.12.2017
- 20.12.2017
- 16.12.2017
- 08.12.2017
- 06.12.2017
- 10.11.2017
- 29.10.2017
- 10.08.2017
- 06.08.2017
- 31.07.2017
- 30.07.2017
- 12.07.2017
- 01.07.2017
- 18.06.2017
- 09.06.2017
- 01.06.2017
- 23.05.2017
- 18.05.2017
- 28.04.2017
- 04.04.2017
- 31.03.2017
- 25.03.2017
- 18.03.2017
- 01.03.2017
- 07.02.2017
- 29.01.2017
- 09.01.2017
- 01.01.2017
- 31.12.2016
- 29.12.2016
- 21.12.2016
- 16.12.2016
- 03.12.2016
- 21.11.2016
- 03.10.2016
- 01.09.2016
- 20.07.2016
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 03.07.2016
- 01.07.2016
- 28.06.2016
- 23.06.2016
- 13.06.2016
- 02.06.2016
- 13.05.2016
- 12.05.2016
- 07.05.2016
- 16.04.2016
- 10.04.2016
- 20.03.2016
- 09.03.2016
- 26.02.2016
- 19.02.2016
- 16.02.2016
- 15.01.2016
- 10.01.2016
- 05.01.2016
- 01.01.2016
- 30.12.2015
- 29.12.2015
- 28.12.2015
- 26.12.2015
- 15.12.2015
- 09.12.2015
- 15.11.2015
- 07.11.2015
- 30.10.2015
- 17.10.2015
- 01.10.2015
- 06.09.2015
- 08.08.2015
- 25.07.2015
- 24.07.2015
- 16.07.2015
- 11.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 19.06.2015
- 08.06.2015
- 03.06.2015
- 13.05.2015
- 01.05.2015
- 18.04.2015
- 11.04.2015
- 31.03.2015
- 20.03.2015
- 09.03.2015
- 01.03.2015
- 24.02.2015
- 15.02.2015
- 05.02.2015
- 29.01.2015
- 23.01.2015
- 22.01.2015
- 11.01.2015
- 03.01.2015
- 01.01.2015
- 31.12.2014
- 29.12.2014
- 06.12.2014
- 25.11.2014
- 16.11.2014
- 15.11.2014
- 03.11.2014
- 06.08.2014
- 04.08.2014
- 02.08.2014
- 01.08.2014
- 25.07.2014
- 22.07.2014
- 05.07.2014
- 02.07.2014
- 01.07.2014
- 30.06.2014
- 22.06.2014
- 07.06.2014
- 25.05.2014
- 16.05.2014
- 06.05.2014
- 05.05.2014
- 02.05.2014
- 13.04.2014
- 08.04.2014
- 01.04.2014
- 31.03.2014
- 23.03.2014
- 12.03.2014
- 25.02.2014
- 15.02.2014
- 04.02.2014
- 01.02.2014
- 30.01.2014
- 21.01.2014
- 20.01.2014
- 10.01.2014
- 03.01.2014
- 01.01.2014
- 30.12.2013
- 14.12.2013
- 13.12.2013
- 06.12.2013
- 04.12.2013
- 15.11.2013
- 14.11.2013
- 05.11.2013
- 03.11.2013
- 01.11.2013
- 22.10.2013
- 01.10.2013
- 01.09.2013
- 24.08.2013
- 09.08.2013
- 08.08.2013
- 07.08.2013
- 04.08.2013
- 03.08.2013
- 30.07.2013
- 23.07.2013
- 22.07.2013
- 14.07.2013
- 03.07.2013
- 01.07.2013
- 30.06.2013
- 18.06.2013
- 19.05.2013
- 09.05.2013
- 08.05.2013
- 19.04.2013
- 01.04.2013
- 08.03.2013
- 13.02.2013
- 12.02.2013
- 17.01.2013
- 15.01.2013
- 11.01.2013
- 06.01.2013
- 01.01.2013
- 31.12.2012
- 14.12.2012
- 10.12.2012
- 25.11.2012
- 24.11.2012
- 01.11.2012
- 29.10.2012
- 14.10.2012
- 01.09.2012
- 10.08.2012
- 03.08.2012
- 30.07.2012
- 12.07.2012
- 02.07.2012
- 01.07.2012
- 18.06.2012
- 09.06.2012
- 07.06.2012
- 25.05.2012
- 15.05.2012
- 04.05.2012
- 01.05.2012
- 24.04.2012
- 03.04.2012
- 01.04.2012
- 02.03.2012
- 01.02.2012
- 19.01.2012
- 07.01.2012
- 01.01.2012
- 20.12.2011
- 18.12.2011
- 16.12.2011
- 12.12.2011
- 10.12.2011
- 08.12.2011
- 07.12.2011
- 03.12.2011
- 01.12.2011
- 28.11.2011
- 21.11.2011
- 20.11.2011
- 21.10.2011
- 29.09.2011
- 06.08.2011
- 02.08.2011
- 01.08.2011
- 31.07.2011
- 26.07.2011
- 25.07.2011
- 22.07.2011
- 01.07.2011
- 17.06.2011
- 17.05.2011
- 27.04.2011
- 25.04.2011
- 07.04.2011
- 28.03.2011
- 01.03.2011
- 27.01.2011
- 24.01.2011
- 11.01.2011
- 07.01.2011
- 04.01.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 24.12.2010
- 01.12.2010
- 21.11.2010
- 18.11.2010
- 08.11.2010
- 27.10.2010
- 26.10.2010
- 23.09.2010
- 02.09.2010
- 13.08.2010
- 10.08.2010
- 07.08.2010
- 06.08.2010
- 18.07.2010
- 13.07.2010
- 01.07.2010
- 21.06.2010
- 01.06.2010
- 27.05.2010
- 04.05.2010
- 18.04.2010
- 01.04.2010
- 31.03.2010
- 12.03.2010
- 03.01.2010
- 01.01.2010
- 13.12.2009
- 08.12.2009
- 01.12.2009
- 24.11.2009
- 11.11.2009
- 21.10.2009
- 22.08.2009
- 02.08.2009
- 21.07.2009
- 12.07.2009
- 20.06.2009
- 23.05.2009
- 13.04.2009
- 11.01.2009
- 10.01.2009
- 30.12.2008
- 20.12.2008
- 09.12.2008
- 22.11.2008
- 10.08.2008
- 05.08.2008
- 25.07.2008
- 18.07.2008
- 01.07.2008
- 31.05.2008
- 17.05.2008
- 07.05.2008
- 21.03.2008
- 01.02.2008
- 01.01.2008
- 15.12.2007
- 10.12.2007
- 14.11.2007
- 24.10.2007
- 01.10.2007
- 01.09.2007
- 12.08.2007
- 11.08.2007
- 01.08.2007
- 08.07.2007
- 01.06.2007
- 22.05.2007
- 13.05.2007
- 23.04.2007
- 16.04.2007
- 25.02.2007
- 21.01.2007
- 15.01.2007
- 01.01.2007
- 19.11.2006
- 09.11.2006
- 29.10.2006
- 09.08.2006
- 07.08.2006
- 29.07.2006
- 21.07.2006
- 20.07.2006
- 01.07.2006
- 19.06.2006
- 08.06.2006
- 22.05.2006
- 15.05.2006
- 01.05.2006
- 01.04.2006
- 17.03.2006
- 08.02.2006
- 22.01.2006
- 01.01.2006
- 31.10.2005
- 12.08.2005
- 08.08.2005
- 06.08.2005
- 17.07.2005
- 03.07.2005
- 01.06.2005
- 07.05.2005
- 04.04.2005
- 22.03.2005
- 01.01.2005
- 28.11.2004
- 05.09.2004
- 31.08.2004
- 26.08.2004
- 21.05.2004
- 01.01.2004
- 11.12.2003
- 14.11.2003
- 09.07.2003
- 01.07.2003
- 31.01.2003
- 05.11.2002
- 02.11.2002
- 10.08.2002
- 01.07.2002
Страница 42
2. От имени органов, указанных в настоящей статье, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, их заместители;
2) руководители структурных подразделений указанных органов, их заместители;
3) руководители территориальных органов указанных органов, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 7 июня 2014 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 113-ФЗ)
Статья 23.81. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.28, частями 1, 2 и 3 статьи 6.29, статьями 6.30, 6.32, 14.4.2, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44, 14.46, частью 5 статьи 19.4, частью 21 статьи 19.5, статьей 19.7.8 настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 532-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года № 317-ФЗ)
Статья 23.82. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 7.29, статьями 7.29.1 , 7.29.2, 7.29.3, частью 15 статьи 7.30, частями 8-10 статьи 7.32 (в части государственного оборонного заказа и государственной тайны), статьей 7.32.1, частью 11 статьи 9.16 (в части государственного оборонного заказа и государственной тайны), статьей 14.49, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, статьей 15.14 (в части бюджетных ассигнований, выделенных для выполнения государственного оборонного заказа), статьями 15.37, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (в части государственного оборонного заказа и государственной тайны) настоящего Кодекса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 506-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 13 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 326-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 159-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 23.83. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3-8 статьи 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 122-ФЗ)
Статья 23.84. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.31 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, их заместители.
(Статья дополнительно включена с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 119-ФЗ)
Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4, 4.1 и 5 статьи 20.8, статьями 20.10-20.12, 20.14, частями 1, 3 и 4 статьи 20.16 (в отношении частной охранной деятельности), частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частной охранной деятельности) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, их заместители;
5) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора).
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ)
Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях
Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
2. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц
2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении
Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
1. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда.
2. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судье, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.
(Статья дополнительно включена с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 166-ФЗ)
1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 195-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ)
2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности
3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.
(Часть дополнительно включена с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ)
4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
(Часть дополнительно включена с 17 октября 2015 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года № 288-ФЗ)
Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:
1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных)
2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.
(Пункт дополнен с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 494-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения
3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ.
4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.
1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения
4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом
4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении
5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, может быть допущен к участию в деле в качестве защитника.
(Статья дополнительно включена с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 294-ФЗ)
1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом. Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
2. В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 настоящего Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.
6. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
(Часть дополнительно включена с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ)
1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
1. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (осуществляющее сурдоперевод или тифлосурдоперевод), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
3. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.
4. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, переводчик несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела