Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ
Номер документа: | 127-ФЗ |
Дата редакции: | 25 ноября 2017 |
Дата принятия: | 26 октября 2002 |
Вид документа: | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН |
Принявший орган: | ГД РФ |
Публикация: | Ведомости Федерального Собрания РФ, N 31, 01.11.2002 |
Публикация: | Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, спец. приложение к N 5, май, 2003 год |
Публикация: | Парламентская газета, N 209-210, 02.11.2002 |
Публикация: | Приложение к "Российской газете", N 45, 2002 год |
Публикация: | Российская газета, N 209-210, 02.11.2002 |
Публикация: | Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 28.10.2002, ст.4190 |
Редакции
- 01.07.2024
- 20.03.2024
- 05.01.2024
- 01.01.2024
- 03.11.2023
- 01.09.2023
- 24.08.2023
- 04.08.2023
- 24.07.2023
- 05.06.2023
- 19.04.2023
- 01.01.2023
- 27.12.2022
- 02.12.2022
- 21.11.2022
- 25.07.2022
- 28.06.2022
- 01.03.2022
- 09.02.2022
- 04.02.2022
- 10.01.2022
- 01.01.2022
- 18.11.2021
- 18.10.2021
- 22.08.2021
- 02.07.2021
- 01.07.2021
- 01.05.2021
- 02.01.2021
- 01.01.2021
- 30.12.2020
- 22.12.2020
- 08.12.2020
- 01.10.2020
- 01.09.2020
- 11.08.2020
- 13.07.2020
- 19.06.2020
- 08.06.2020
- 24.04.2020
- 01.04.2020
- 18.03.2020
- 08.01.2020
- 01.01.2020
- 28.12.2019
- 13.12.2019
- 26.11.2019
- 15.11.2019
- 12.11.2019
- 01.10.2019
- 03.07.2019
- 27.06.2019
- 09.06.2019
- 01.01.2019
- 28.12.2018
- 25.12.2018
- 09.12.2018
- 23.11.2018
- 01.07.2018
- 08.06.2018
- 01.06.2018
- 04.05.2018
- 07.03.2018
- 28.01.2018
- 09.01.2018
- 01.01.2018
- 25.11.2017
- 29.10.2017
- 30.07.2017
- 01.07.2017
- 28.06.2017
- 18.06.2017
- 16.06.2017
- 01.01.2017
- 21.12.2016
- 01.09.2016
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 02.06.2016
- 29.03.2016
- 01.01.2016
- 29.12.2015
- 01.10.2015
- 29.09.2015
- 28.09.2015
- 25.07.2015
- 13.07.2015
- 01.07.2015
- 30.06.2015
- 22.06.2015
- 29.01.2015
- 01.01.2015
- 23.12.2014
- 02.12.2014
- 01.07.2014
- 12.03.2014
- 10.01.2014
- 02.01.2014
- 01.01.2014
- 05.12.2013
- 01.09.2013
- 03.08.2013
- 01.07.2013
- 30.06.2013
- 02.01.2013
- 01.01.2013
- 29.10.2012
- 01.07.2012
- 05.03.2012
- 01.01.2012
- 07.12.2011
- 05.12.2011
- 01.12.2011
- 15.08.2011
- 11.08.2011
- 01.07.2011
- 06.05.2011
- 11.02.2011
- 01.01.2011
- 31.12.2010
- 30.07.2010
- 27.07.2010
- 29.01.2010
- 22.07.2009
- 20.07.2009
- 05.06.2009
- 11.01.2009
- 01.01.2009
- 31.12.2008
- 09.12.2008
- 01.02.2008
- 01.01.2008
- 05.12.2007
- 26.11.2007
- 05.08.2007
- 19.02.2007
- 20.07.2006
- 07.11.2005
- 12.01.2005
- 10.01.2005
- 01.01.2005
- 02.12.2002
Страница 28
3. Воспрепятствование со стороны руководителя кредитной организации, других работников кредитной организации и иных лиц осуществлению функций временной администрации по управлению кредитной организацией (в том числе воспрепятствование доступу в помещения кредитной организации, доступу к ее документации и иным носителям информации, отказ от передачи документов, печатей) является основанием для применения Банком России в порядке надзора мер, предусмотренных федеральным законом, а также влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
4. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией руководитель кредитной организации, имевший право до назначения временной администрации по управлению кредитной организацией действовать от имени кредитной организации без доверенности, вправе представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, обжаловании приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
5. С даты назначения временной администрации прекращается действие доверенностей, выданных кредитной организацией до даты назначения временной администрации, в том числе безотзывных.
Статья 189.36. Ходатайство руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией об отзыве лицензии на осуществление банковских операций
В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.
Статья 189.37. Споры о деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
1. Кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.Обжалование решения Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливает деятельность временной администрации по управлению кредитной организацией.
2. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем одним процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации по управлению кредитной организацией.
Статья 189.38. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации
1. В случае назначения временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии со статьей 189.31 настоящего Федерального закона Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.В период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации может быть продлено Банком России на срок до трех месяцев, но не более срока действия временной администрации по управлению кредитной организацией.Действие моратория распространяется на денежные обязательства кредитной организации, обязанности кредитной организации по уплате обязательных платежей, иные имущественные обязательства кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. В течение срока действия моратория:
1) не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, а также не начисляются предусмотренные законом или договором проценты по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, иным имущественным обязательствам кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1.1) приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке;
(Подпункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ)
2) не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, по которым оно производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
4) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).
3. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и стоимость которых выражена в валюте Российской Федерации, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты в размере двух третей ключевой ставки Банка России. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и стоимость которых выражена в иностранной валюте, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым по месту нахождения кредитора. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Действие моратория не распространяется:
1) на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
2) на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации;
4) на исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория на основании решений о взыскании задолженности кредитной организации по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.
Статья 189.39. Отказ от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации
Руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации с момента назначения временной администрации по управлению кредитной организацией вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 102 настоящего Федерального закона.
Статья 189.40. Особенности признания недействительными сделок кредитной организации
1. Сделка, совершенная кредитной организацией (или иными лицами за счет кредитной организации) до даты назначения временной администрации по управлению кредитной организацией либо после такой даты, может быть признана недействительной по заявлению руководителя такой администрации в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а также Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.
2. Заявление о признании сделки кредитной организации недействительной может быть подано в арбитражный суд временной администрацией по управлению кредитной организацией, или Управляющей компанией от имени кредитной организации - в случае, если Советом директоров Банка России утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или Агентством от имени кредитной организации - в случае, если Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 настоящего Федерального закона, также Советом директоров Банка России) утвержден план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства кредитной организации, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются с даты назначения Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией; в случае, если в отношении кредитной организации осуществляются меры по предупреждению банкротства с участием Банка России, - с даты утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка; в случае, если в отношении кредитной организации осуществляются меры по предупреждению банкротства с участием Агентства, - с даты утверждения Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 настоящего Федерального закона, также Советом директоров Банка России) плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. В случае оспаривания руководителем временной администрации по управлению кредитной организацией на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона сделок по списанию кредитной организацией денежных средств со счета клиента в этой кредитной организации в счет погашения задолженности клиента перед кредитной организацией (как на основании распоряжения клиента, так и без него), по перечислению кредитной организацией денежных средств со счета клиента в этой кредитной организации на счет этого же или другого лица в другой кредитной организации (как на основании распоряжения клиента, так и без него) либо по выдаче наличных денежных средств со счета клиента бремя доказывания того, что соответствующие сделки выходят за пределы обычной хозяйственной деятельности кредитной организации, лежит на руководителе временной администрации по управлению кредитной организацией.
5. Предполагается (пока не доказано иное), что сделка вышла за пределы обычной хозяйственной деятельности при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) оспариваемый платеж был осуществлен кредитной организацией через корреспондентский счет (субсчет) с нарушением очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, при наличии других распоряжений клиентов, номинированных в той же валюте и не исполненных в срок из-за недостаточности денежных средств на указанном корреспондентском счете (субсчете) этой кредитной организации, либо если доказано, что клиент, осуществивший оспариваемый платеж, или получатель платежа знал о наличии других таких неисполненных распоряжений по иному корреспондентскому счету (субсчету) этой кредитной организации;
2) клиент или получатель платежа является заинтересованным либо контролирующим лицом по отношению к кредитной организации;
3) назначение либо размер оспариваемого платежа существенно отличается от ранее осуществленных клиентом платежей с учетом его предшествующих отношений с кредитной организацией, и клиент не может представить разумные убедительные обоснования этого платежа, и размер платежа или совокупность платежей клиента, совершенных в течение одного операционного дня, превысили один миллион рублей, а для платежей, совершенных в иностранной валюте, превысили сумму, эквивалентную одному миллиону рублей по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату платежа. Настоящий подпункт не применяется к оспариванию платежей, направленных на исполнение денежных обязательств кредитной организации по заключенным с другими кредитными организациями кредитным договорам, договорам банковского счета либо договорам вклада (депозита).
6. Правило пункта 2 статьи 61.4 настоящего Федерального закона о возможности признания недействительными сделок, совершенных в обычной хозяйственной деятельности, если их цена либо размер превышает один процент стоимости активов, не применяется при оспаривании платежей, направленных на исполнение денежных обязательств кредитной организации по заключенным с другими кредитными организациями кредитным договорам, договорам банковского счета либо договорам вклада (депозита). Такие платежи могут быть признаны недействительными на основании пункта 1 статьи 61.2 или статьи 61.3 настоящего Федерального закона только в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
7. При оспаривании сделок кредитной организации в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьипункт 4 статьи 61.4 настоящего Федерального закона не применяется.
8. В деле, возбужденном по заявлению руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией, в случае прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией истцом признается кредитная организация в лице ее полномочного органа управления, а в случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждении конкурсного управляющего) либо решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации - в лице конкурсного управляющего или ликвидатора кредитной организации.
9. Сделка, которая совершена кредитной организацией - участником платежной системы, центральным платежным клиринговым контрагентом, расчетным центром платежной системы и по которой кредитная организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций на нетто-основе в рамках платежной системы, при условии соответствия указанной сделки требованиям Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" не может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
10. Сделка или перевод денежных средств, совершенные кредитной организацией - участником иностранной платежной системы, не могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, если осуществляются между кредитной организацией - участником иностранной платежной системы или иной кредитной организацией (в том числе иностранной кредитной организацией или иностранным банком) по ее распоряжению и иностранным центральным платежным клиринговым контрагентом, которому открыт банковский счет в Банке России.
11. Сделка, совершенная банком или иными лицами за счет банка, в отношении которого осуществлены (осуществляются) меры по предупреждению банкротства с участием Банка России или Агентства, предусмотренные настоящим параграфом, может быть признана недействительной по заявлению указанного банка, Банка России, Управляющей компании или Агентства в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а также Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом. К оспариванию таких сделок применяются правила, предусмотренные главой III_1 настоящего Федерального закона, пунктами 1-10 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными в соответствии со статьей 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона, исчисляются с даты утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или с даты утверждения Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 настоящего Федерального закона, также Советом директоров Банка России) плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. В деле, возбужденном по заявлению Банка России или Агентства, по окончании срока реализации плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (завершения проведения мер по предупреждению банкротства) истцом признается кредитная организация в лице ее полномочного органа управления, а в случае принятия арбитражным судом решения о признании банка банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждении конкурсного управляющего) либо решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации - в лице конкурсного управляющего или ликвидатора кредитной организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 189.41. Расходы временной администрации по управлению кредитной организацией
1. Расходы временной администрации по управлению кредитной организацией, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.
2. Смета расходов временной администрации по управлению кредитной организацией утверждается Банком России.
3. Расходы временной администрации по управлению кредитной организацией в пределах утвержденной Банком России сметы подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.
4. В случае отсутствия денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации по распоряжению руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией в пределах утвержденной в смете суммы расходов может быть осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на корреспондентских счетах кредитной организации в иных кредитных организациях, и вырученная сумма зачислена на корреспондентский счет кредитной организации в учреждении Банка России.
Статья 189.42. Отчет временной администрации по управлению кредитной организацией
Временная администрация по управлению кредитной организацией отчитывается перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Статья 189.43. Прекращение деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
1. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией:
1) в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
1.1) в случае принятия Банком России в соответствии с пунктом 16 статьи 189.50 настоящего Федерального закона решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа банка Управляющей компании;
(Подпункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ)
2) после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации;
3) по другим основаниям, предусмотренным настоящим параграфом и нормативными актами Банка России.
2. В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация по управлению кредитной организацией в срок, не превышающий десяти рабочих дней после дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации, обязана передать ему печати и штампы кредитной организации, бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации в соответствии с пунктом 2 статьи 189.35 настоящего Федерального закона.Порядок прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией устанавливается нормативными актами Банка России.
3. Прекращение деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет за собой восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.
4. Полномочия руководителя кредитной организации, отстраненного на период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, если руководитель кредитной организации не освобожден от должности в соответствии с трудовым законодательством.
5. Акт Банка России о прекращении деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией опубликовывается Банком России в "Вестнике Банка России" и не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта включается Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
6. Последствия прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, не применяются в случае принятия Банком России в соответствии с пунктом 16 статьи 189.50 настоящего Федерального закона решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа банка Управляющей компании.В рассматриваемом случае временная администрация по управлению кредитной организацией в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня принятия Банком России в соответствии с пунктом 16 статьи 189.50 настоящего Федерального закона решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа банка Управляющей компании, обязана передать ей печати и штампы кредитной организации, бухгалтерскую и иную документацию, включая реестр требований кредиторов кредитной организации, базы данных кредитной организации на электронных носителях (резервные копии баз данных), материальные и иные ценности кредитной организации, принятые от исполнительных органов кредитной организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 189.35 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ)
Статья 189.44. Включение Банком России сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
1. Включение Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений, поступающих от временной администрации по управлению кредитной организацией, и сведений, документов, указанных в статьях 189.25-189.43 настоящего Федерального закона, осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующих сведений, документов в Банк России.
2. Включение Банком России указанных в статьях 189.25-189.43 настоящего Федерального закона сведений, документов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве осуществляется без взимания платы с Банка России.
Статья 189.45. Требование Банка России о реорганизации кредитной организации
1. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях, установленных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 189.26 настоящего Федерального закона. Порядок направления требования Банка России о реорганизации кредитной организации устанавливается пунктами 1 и 2 статьи 189.20 настоящего Федерального закона.
2. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Статья 189.46. Действия кредитной организации в случае получения требования Банка России о ее реорганизации
1. В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации единоличный исполнительный орган кредитной организации обязан в течение пяти дней со дня его получения обратиться в органы управления кредитной организации, указанные в пункте 1 статьи 189.19 настоящего Федерального закона, с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.
2. Органы управления кредитной организации, указанные в статье 189.19 настоящего Федерального закона, обязаны в срок не позднее десяти дней со дня получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.
3. Требования к устойчивости кредитных организаций, возникающих при слиянии кредитных организаций, определяются нормативными актами Банка России.
Статья 189.47. Предложение Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка
1. Банк России вправе направить предложение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка при наличии признаков его неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы.
2. Банк России вправе направить предложение об участии Агентства в урегулировании обязательств банка при наличии признаков его неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков).
3. Для целей настоящего параграфа к числу признаков неустойчивого финансового положения банка, создающих угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков), в частности, относятся отражение банком в отчетности и (или) установление Банком России, Агентством или иными лицами документально подтвержденных фактов, сделок (операций), достоверное отражение которых в отчетности банка приводит (приведет) к нарушению банком обязательных нормативов, и (или) сроков исполнения банком обязательств, и (или) условий участия в системе обязательного страхования вкладов и (или) возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банка, и (или) наличие иных документально подтвержденных доказательств угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).
4. Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России и представителей Агентства в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка.
5. Срок анализа финансового положения банка не может превышать сорок пять календарных дней. Указанный срок может быть продлен Банком России на основании мотивированного ходатайства Агентства не более чем на десять календарных дней.
6. Порядок проведения анализа финансового положения банка в соответствии с настоящей статьей и статьей 189.47-1 настоящего Федерального закона и методика его проведения определяются нормативным актом Банка России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Представители Банка России и представители Агентства имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, а также имеют право запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы.Представители Банка России и представители Агентства вправе участвовать без права голоса в заседаниях органов управления банка, его комитетов, комиссий и иных совещательных органов.
8. Воспрепятствование со стороны руководителей банка, других работников банка, иных лиц осуществлению функций представителей Банка России и представителей Агентства (в том числе воспрепятствование доступу в помещения банка, к его документации и иным носителям информации или их сокрытие) влечет за собой наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При осуществлении анализа финансового положения банка Агентство вправе провести оценку достаточности имущества банка для осуществления урегулирования обязательств банка в соответствии со статьей 189.51 настоящего Федерального закона.Методика оценки достаточности имущества банка для осуществления урегулирования обязательств банка определяется нормативным актом Банка России по согласованию с Агентством.Для определения рыночной стоимости имущества банка, в том числе принадлежащих ему имущественных прав, Агентство вправе привлечь за свой счет оценщика.
10. По результатам анализа финансового положения банка представители Банка России и представители Агентства направляют в Банк России и Агентство совместный отчет о результатах своей деятельности для принятия Банком России решения о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка.
11. Отчет, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, должен содержать выводы о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. Решение о направлении в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается Комитетом банковского надзора Банка России.
13. Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2) не вводить предусмотренный статьей 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка. В этом случае банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России.
Статья 189.47-1. Проведение Банком России анализа финансового положения банка
1. Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или урегулировании обязательств банка. В состав группы представителей Банка России могут быть включены представители Управляющей компании.
2. Срок анализа финансового положения банка не может превышать сорок пять календарных дней. Указанный срок может быть продлен Банком России не более чем на десять календарных дней.
3. Представители Банка России и действующие в составе группы представителей Банка России представители Управляющей компании имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, а также имеют право запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы.Представители Банка России и действующие в составе группы представителей Банка России представители Управляющей компании вправе участвовать без права голоса в заседаниях органов управления банка, его комитетов, комиссий и иных совещательных органов.
4. Воспрепятствование со стороны руководителей банка, других работников банка, иных лиц осуществлению функций представителей Банка России и действующих в составе группы представителей Банка России представителей Управляющей компании (в том числе воспрепятствование доступу в помещения банка, к его документации и иным носителям информации или их сокрытие) влечет за собой наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. При осуществлении анализа финансового положения банка Банк России вправе провести оценку достаточности имущества банка для осуществления урегулирования обязательств банка в соответствии со статьей 189.51 настоящего Федерального закона.Методика проводимой Банком России оценки достаточности имущества банка для осуществления урегулирования обязательств банка определяется нормативным актом Банка России.Для определения рыночной стоимости имущества банка, в том числе принадлежащих ему имущественных прав, Банк России вправе привлечь за свой счет оценщика.
6. По результатам анализа финансового положения банка представители Банка России и действующие в составе группы представителей Банка России представители Управляющей компании направляют в Банк России отчет о результатах своей деятельности для принятия Банком России решения о целесообразности осуществления Банком России мер по предупреждению банкротства банка или урегулирования обязательств банка.
7. Отчет, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи, должен содержать выводы о целесообразности осуществления Банком России мер по предупреждению банкротства банка или урегулирования обязательств банка.
8. Решение об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается Советом директоров Банка России по предложению Комитета банковского надзора Банка России.
9. Со дня принятия решения об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2) не вводить предусмотренный статьей 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных частью второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. В этом случае банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России.
(Статья дополнительно включена с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ)
Статья 189.48. Решение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка
1. При рассмотрении предложения Банка России об участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка Агентство вправе для принятия соответствующего решения:
1) запрашивать и получать в Банке России дополнительные сведения и документы о финансовом положении банка;
2) обратиться в Банк России, к иным лицам с предложением об определении мероприятий по предупреждению банкротства;
3) вести переговоры с органами управления банка, его учредителями (участниками) и иными лицами, имеющими договорные отношения с банком, об осуществлении мер по предупреждению банкротства или об урегулировании обязательств банка;
4) предпринимать иные действия в целях принятия решения вопроса о целесообразности своего участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка.
2. Решение Агентства по вопросу о целесообразности своего участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается им исходя из принципов добросовестности, разумности, достаточной осведомленности о финансовом положении банка, минимизации расходования средств фонда обязательного страхования вкладов и иного имущества Агентства.
3. Агентство не позднее чем в течение десяти дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка уведомляет Банк России о принятии решения о своем участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка либо об отказе от такого участия.
4. Решения Агентства об отказе от участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка, а также решение об участии в урегулировании обязательств банка, в отношении которого в адрес Агентства было направлено предложение Банка России об участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства, должно быть мотивировано.
Статья 189.49. Участие Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка
Наименование в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию
1. Меры по предупреждению банкротства банка осуществляются Банком России или Агентством путем:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) оказания финансовой помощи, предусмотренной настоящей статьей;
2) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;
3) исполнения функций временной администрации по управлению банком в соответствии со статьей 189.34 настоящего Федерального закона;
4) осуществления иных способов, предусмотренных настоящим параграфом.
2. Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются на основании утвержденного Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.Меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, также Советом директоров Банка России) плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, который должен быть направлен Агентством в Банк России не позднее чем в течение двадцати дней со дня направления Агентством уведомления в Банк России о принятии решения о своем участии в предупреждении банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В течение десяти дней со дня получения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Комитет банковского надзора Банка России принимает решение о его утверждении или об отказе в его утверждении.В случае, если план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка предусматривает использование средств Банка России, утвержденный Комитетом банковского надзора Банка России план подлежит также утверждению Советом директоров Банка России в рамках указанного срока.Порядок разработки и утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, порядок утверждения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, а также порядок внесения изменений в утвержденные планы устанавливаются нормативными актами Банка России.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Комитет банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, также Совет директоров Банка России) принимает решение об утверждении изменений или об отказе в утверждении изменений в план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи со дня получения Банком России изменений, внесенных в план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
5. В период со дня утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока его реализации (завершения проведения мер по предупреждению банкротства банка) Управляющая компания или Агентство ежемесячно представляет в Банк России отчет о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных указанным планом. Состав отчета и порядок его представления устанавливаются нормативным актом Банка России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
6. В случае принятия решения об отказе в утверждении плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или в случае невозможности выполнения указанного плана, в том числе в результате невыполнения указанного плана банком, Банк России отменяет решения, принятые в соответствии с пунктом 13 статьи 189.47 или пунктом 9 статьи 189.47-1 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. Банк России и Управляющая компания или Агентство обмениваются информацией о наличии оснований, свидетельствующих о невозможности выполнения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
8. При осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Банк России или Агентство вправе оказывать финансовую помощь:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) лицам (лицу), приобретающим в соответствии с утвержденным планом участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акции банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале банка, предоставляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью) либо паи паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, в состав имущества которого входят акции банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале банка, предоставляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью) (далее - инвесторы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) банку при условии приобретения Банком России или Агентством и (или) инвесторами в соответствии с утвержденным планом участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акций банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Оказание Банком России или Агентством финансовой помощи в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 настоящей статьи осуществляется при условии соответствия инвестора требованиям, установленным Банком России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10. Информацию о соответствии указанным в пункте 9 настоящей статьи требованиям инвестор обязан представить в Банк России. При оказании Банком России или Агентством финансовой помощи инвестору Управляющая компания или Агентство вправе запрашивать и получать в Банке России документы, подтверждающие соответствие инвестора требованиям, установленным Банком России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. При оказании банку финансовой помощи Банк России или Агентство вправе приобретать имущество банка, включая права требования к физическим лицам, без согласия последних.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
12. Финансовая помощь в виде взноса в уставный капитал банка за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, создаваемого в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", или денежных средств Агентства оказывается соответственно Банком России, Управляющей компанией или Агентством при одновременном соблюдении следующих условий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 июня 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 84-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) уменьшение размера уставного капитала банка по решению Банка России до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала);
2) прекращение обязательств банка по договорам субординированного кредита (договорам депозита, займа, облигационного займа), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), либо осуществление мены (конвертации) требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации;