Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1
Номер документа: | 4730-1 |
Дата редакции: | 11 ноября 1997 |
Дата принятия: | 1 апреля 1993 |
Вид документа: | ЗАКОН |
Принявший орган: | ВС РФ |
Редакции
- 17.06.2024
- 07.05.2024
- 03.02.2023
- 10.01.2022
- 22.06.2021
- 08.12.2020
- 01.01.2020
- 06.08.2019
- 27.01.2019
- 15.07.2016
- 04.07.2016
- 03.07.2016
- 10.01.2016
- 11.01.2015
- 03.01.2015
- 11.07.2014
- 18.06.2013
- 25.06.2012
- 20.12.2011
- 12.12.2011
- 29.06.2011
- 17.06.2011
- 27.04.2011
- 19.04.2011
- 01.03.2011
- 13.06.2010
- 11.01.2009
- 10.01.2009
- 09.12.2008
- 18.07.2008
- 08.12.2007
- 03.07.2007
- 01.01.2007
- 10.07.2006
- 06.05.2006
- 22.03.2005
- 01.01.2005
- 01.07.2004
- 01.07.2003
- 28.12.2002
- 01.07.2002
- 01.01.2001
- 09.11.2000
- 07.06.1999
- 07.08.1998
- 23.07.1997
- 10.12.1996
- 17.08.1994
- 29.04.1993
Государственная граница Российской Федерации (далее Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения
Государственной границы, установления и поддержания
правоотношений на Государственной границе
Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
мирного разрешения пограничных вопросов.
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Зашита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы. обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ)
Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
РАЗДЕЛ II
УСТАНОВЛЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы
1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами
В отдельных случаях иная ширина территориального моря Российской Федерации может устанавливаться международными договорами Российской Федерации, а при отсутствии договоров - в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. 4. К внутренним водам Российской Федерации относятся:а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством Российской Федерации;д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.
Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы
Режим Государственной границы включает правила:содержания Государственной границы;пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных
Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы
Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и
транспортными средствами
Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства
Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации.Иностранные невоенные суда и военные корабли пользуются правом мирного прохода через территориальное море Российской Федерации при условии соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации (первое предложение в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ). Мирный проход через территориальное море Российской Федерации осуществляется с целью их пересечения без захода во внутренние воды Российской Федерации или с целью прохода во внутренние воды, в порты (на рейды) Российской Федерации за пределами внутренних вод либо выхода из них
а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством Российской Федерации для международных сообщений, захода иностранных судов;б) выход из портов (с рейдов), не открытых Правительством Российской Федерации для международных сообщений;в) заход в запретные для плавания районы, о которых сообщено для всеобщего сведения;г) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) грузов, товаров и животных в не установленных для этого местах или в установленных местах, но без соответствующего на то разрешения, спуск на воду плавучих средств, подъем в воздух летательных аппаратов и прием их на борт, ведение промысловой, исследовательской и иной деятельности
(Часть десятая исключена с 17 августа 1994 года. Части одиннадцатую, двенадцатую, тринадцатую, четырнадцатую, пятнадцатую, шестнадцатую, семнадцатую считаются соответственно частями десятой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой и шестнадцатой - Федеральный закон от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Иностранные военные корабли, а также подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море Российской Федерации также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом подводные лодки, другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом
в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения;г) другие действия, запрещенные законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по просьбе иностранных государств решением Правительства Российской Федерации пересечение Государственной границы на отдельных ее участках может быть временно ограничено или прекращено с уведомлением властей заинтересованных государств. При возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных крупными авариями, катастрофами или стихийными бедствиями, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования (силы) пересекают Государственную границу для локализации и ликвидации таких ситуаций в порядке, определяемом международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальное море Российской Федерации, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов (кораблей), доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам.Капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенного настоящим Законом порядка пребывания в водах, воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского (речного) порта, органу управления воздушным движением (аэропорту, аэродрому), которые оповещают органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерациии в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям военного корабля, морского, речного, воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося
Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов,
товаров и животных
Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.
(Название и текст статьи дополнены с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Статья 11. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и
животных через Государственную границу
Название статьи дополнено с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации
Содержание, средства и методы контроля, порядок их применения устанавливаются на основании федеральных законов нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Министерством юстиции Российской Федерации, а в части обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, животных и растений - кроме того, с Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
При осуществлении пограничного контроля взимается сбор за пограничное оформление.Порядок взимания и размеры сбора за пограничное оформление, а также категории владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения части второй статьи 11.1 об установлении размеров сбора за пограничное оформление, а также категорий владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, Правительством Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статье 57 - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 года № 16-П.
Положение части второй статьи 11.1 об установлении порядка взимания сбора за пограничное оформление Правительством Российской Федерации признано соответствующим Конституции Российской Федерации - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 года № 16-П.
Сбор за пограничное оформление не взимается с физических лиц, транспортных средств и грузов, следующих в Калининградскую область с остальной части территории Российской Федерации и из Калининградской области на остальную часть территории Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 июля 1997 года Федеральным законом от 19 июля 1997 года № 106-ФЗ)
Статья 12. Открытие пунктов пропуска через Государственную границу
Пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств. Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства, оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти, субъектом Российской Федерации соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Строительство и оборудование указанных объектов производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, являющихся заказчиками строительства.Организации независимо от форм собственности в пунктах пропуска через Государственную границу безвозмездно могут предоставлять служебные помещения, сооружения, оборудование, которые необходимы для обеспечения деятельности органов пограничного и иных видов контроля, органов внутренних дел, участвующих в осуществлении контроля за соблюдением режима в пунктах пропуска через Государственную границу
Статья 13. Ведение хозяйственной, промысловой и иной
деятельности на Государственной границе
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации, не должна:наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации
Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима
Государственной границы
Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы, отнесение их к компетенции пограничных представителей Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации или Министерства иностранных дел Российской Федерации определяются договорами Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и ее режиме, иными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, решениями Правительства Российской Федерации.Лица, воздушные суда, невоенные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы.Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В случаях, когда в отношении указанных в части третьей настоящей статьи нарушителей Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения политического убежища, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством. В таком же порядке выдворяются за пределы Российской Федерации нарушители Государственной границы, привлеченные к административной ответственности, в отношении которых приняты решения об их административном выдворении.
Прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие в период пребывания за границей документы на право въезда на территорию Российской Федерации, оставляются в пунктах пропуска на время, необходимое для установления их личности, но не более 30 суток. Порядок и условия их пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу определяются Правительством Российской Федерации
Для разрешения вопросов соблюдения режима Государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы руководителем Федеральной пограничной службы Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители)
Пограничный режим - режим пограничной зоны, территориального моря Российской Федерации, а также ее внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе (далее - внутренние воды), - служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы.Пограничный режим включает правила:въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне;учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов
Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации
(В статье 16 слово "полоса" в различных падежах заменено словом "зона" в соответствующих падежах с 17 августа 1994 года - Федеральный закон от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Статья 17. Въезд (проход), временное пребывание, передвижение
лиц и транспортных средств в пограничной зоне
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
(В статье 17 слово "полоса" в различных падежах заменено словом "зона" в соответствующих падежах с 17 августа 1994 года -Федеральный закон от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность,
проведение массовых общественно-политических,
культурных и других мероприятий в пограничной зоне
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (первое предложение части в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ).Разрешение на проведение работы, мероприятия, кроме вопросов, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.
(В статье 18 слово "полоса" в различных падежах заменено словом "зона" в соответствующих падежах с 17 августа 1994 года - Федеральный закон от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Статья 19. Содержание и выпас скота у Государственной границы
В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше.Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов Российской Федерации. При этом содержание и выпас скота в пограничной зоне осуществляются также в порядке, предусмотренном статьями 17 и 18 настоящего Закона
Статья 20. Учет, содержание и использование российских
маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду
Российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов (средств) и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, ограничиваться время выхода, пребывания на воде (на льду), удаления от пунктов базирования и берегов.
(Название и текст статьи дополнены с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ).
Статья 21. Ведение промысловой, исследовательской,
изыскательской и иной деятельности в территориальном
море и внутренних водах Российской Федерации,
российской части вод пограничных рек, озер и иных
водоемов
Название статьи в редакции, введенной в действие
с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29
ноября 1996 года № 148-ФЗ
Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов регулируется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и ведется в порядке, устанавливаемом в соответствии с требованиями статей 9, 18, 20 настоящего Закона
РАЗДЕЛ V
РЕЖИМ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
Статья 22. Содержание и установление режима в пунктах пропуска
через Государственную границу
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля
Статья 23. Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств,
ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах
пропуска через Государственную границу
Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
(Название и текст статьи дополнены с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
Статья 24. Пребывание в пунктах пропуска через Государственную
границу лиц и транспортных средств
Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенными органами.Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости запрещается.Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов.Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы.Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов.Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию регулируется в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 14 настоящего Закона.
Статья 25. Заход, пребывание иностранных невоенных судов и
военных кораблей в портах (на рейдах) Российской
Федерации
Иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды) Российской Федерации, открытые для захода таких судов. Правила захода и пребывания в этих портах (на рейдах), производства грузовых и пассажирских операций, сообщения судов с берегом, схода на берег членов экипажа и пассажиров, посещения судов лицами, не являющимися членами экипажа судна, и другие правила, связанные с заходом иностранных судов в порты (на рейды) Российской Федерации и пребыванием в них, устанавливаются настоящим Законом, другими федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации, публикуемыми в "Извещениях мореплавателям" и "Путевых листках"
Статья 26. Дополнительные режимные правила в пунктах пропуска
через Государственную границу
В пунктах пропуска через Государственную границу определяются территории, помещения, где непосредственно осуществляются пограничный и иные виды контроля. В этих местах вводятся дополнительные режимные ограничения, которые устанавливаются в пределах правил и в порядке, предусмотренных статьями 22, 23, 24 и 25 настоящего Закона.
РАЗДЕЛ VI
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ **) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ *)
Статья 27. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации
Название статьи в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере защиты Государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом
Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Название статьи в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации: на основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной границы, готовит необходимые документы и материалы
(абзацы третий - девятый считаются соответственно абзацами четвертым - десятым - Федеральный закон от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ, введенный в действие с 10 декабря 1996 года);
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию оперативными органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации мероприятий органов правоохранительной системы и системы специальных служб Российской Федерации на местах в интересах охраны Государственной границы
обеспечивает собственную безопасность системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации
контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;создают в необходимых случаях в пунктах пропуска через Государственную границу контрольные органы (пункты) и организуют их работу, устанавливают средства и методы контроля в соответствии с требованиями части шестой статьи 11 настоящего Закона;взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в защите Государственной границы;сотрудничают в защите Государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.5. Министерство внутренних дел Российской Федерации: оказывает содействие органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;информирует органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации
обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;участвует в правовом воспитании населения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.6. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
(Пункт дополнительно включен с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ)
7. Служба внешней разведки Российской Федерации: во взаимодействии с Федеральной пограничной службой Российской Федерации осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты Государственной границы.
(Пункт дополнительно включен с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ)
Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации
Название статьи в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года
Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
РАЗДЕЛ VII
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ И ВОЙСК ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ
СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ
ОБОРОНЫ, ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, ИНЫХ ВОЙСК И ВОИНСКИХ
ФОРМИРОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Название раздела в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года
Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ
Статья 30. Полномочия органов и войск Федеральной пограничной
службы Российской Федерации
Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они
2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать невоенные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов
5) задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении из пределов Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении из пределов Российской Федерации, на время, необходимое для исполнения решения, постановления;6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию, в помещениях органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, специально оборудованных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел
9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства
14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации;15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу
18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;19) в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов по отношению к невоенным судам, кроме того
21) в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу.
(Примечание. Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также от фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.)
(Подпункт дополнительно включен с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ)
При осуществлении пограничных поисков и операций на территории Российской Федерации органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации могут использовать предоставленные им права и за пределами, установленными частью второй настоящей статьи.При решении служебных задач кораблям и самолетам (вертолетам) органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации предоставляется право на безвозмездное:использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на российской территории независимо от их принадлежности и предназначения;получение навигационной, метеорологической, гидрографической и иной информации;обеспечение полетов и кораблевождения.Иные права органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации могут быть предоставлены только федеральными законами
Войска противовоздушной обороны защищают Государственную границу в воздушном пространстве:осуществляют контроль за соблюдением правил пересечения Государственной границы;пресекают полеты и принимают меры к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации; оказывают содействие воздушным судам, незаконно пересекшим Государственную границу в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории Российской Федерации или за пределы воздушного пространства Российской Федерации.Войска противовоздушной обороны имеют право:1) использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и воздушном пространстве за пределами территориального моря Российской Федерации до границ иностранных государств при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы;2) в необходимых случаях привлекать в установленном Правительством Российской Федерации порядке силы и средства других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных органов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;3) полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства Российской Федерации при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве
5) применять боевую технику и оружие в соответствии с настоящим Законом.
Военно-Морской Флот осуществляет защиту Государственной границы в подводной среде.Силы Военно-Морского Флота в своих зонах ответственности по поддержанию оперативного режима на военно-морских театрах:контролируют пересечение Государственной границы;осуществляют противолодочную, в том числе подводно-диверсионную, оборону в интересах безопасности Российской Федерации;при обнаружении подводных объектов в территориальном море и внутренних водах оссийской Федерации, а также за их пределами (в случае возникновения угрозы незаконного пересечения этими объектами Государственной границы) в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в военной области принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных объектов
Статья 33. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации,
внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации, иных войск и воинских
формирований Российской Федерации в защите
Государственной границы органами и войсками
Федеральной пограничной службы Российской
Федерации
Защита Государственной границы на отдельных участках на суше, морском побережье, берегах пограничных рек, озер и иных водоемов в части воспрещения незаконного пересечения границы в местах дислокации военных объектов, гарнизонов Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, закрытых для прохода (проезда) посторонних лиц, транспортных средств, возлагается на командование указанных военных объектов, гарнизонов. Такие участки определяются совместно командующими пограничными округами, группами пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и командующими войсками военных округов, флотами, флотилиями, войсками округов внутренних войск, командующими (начальниками) иных войск и воинских формирований и закрепляются соответствующими документами (часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ).Вооруженные Силы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, иные войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ).Иное участие Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации в защите Государственной границы осуществляется только на основании федеральных законов (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ).
Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот:оказывают содействие друг другу при выполнении возложенных на них обязанностей по защите Государственной границы;в пределах установленных настоящим Законом полномочий координируют действия государственных органов, осуществляющих различные виды контроля за поддержанием режимов на Государственной границе, не вмешиваясь в эти действия;организуют непосредственно на Государственной границе взаимодействие своих сил и государственных органов, предприятий (независимо от форм собственности), учреждений, организаций, общественных объединений, участвующих в защите Государственной границы или осуществляющих деятельность, затрагивающую интересы защиты Государственной границы. Руководитель Федеральной пограничной службы Российской Федерации, главнокомандующие Войсками противовоздушной обороны, Военно-Морским Флотом издают в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам соблюдения режимов на Государственной границе, обязательные для исполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ и в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ);осуществляют взаимодействие в защите Государственной границы с соответствующими органами, войсками, флотами иностранных государств в порядке, устанавливаемом международными договорами Российской Федерации, в том числе межведомственного характера (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1994 года Федеральным законом от 10 августа 1994 года № 23-ФЗ).
Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-Морского Флота, осуществляя защиту Государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров
Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны, или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.Военнослужащие других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.
При выполнении обязанностей по защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с частью третьей статьи 12 и частями четвертой и пятой статьи 14 Закона РСФСР "О милиции". Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, основания и правила их применения военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации
РАЗДЕЛ VIII
УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЙ
И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ И ГРАЖДАН В ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления,
предприятий и их объединений, учреждений,
организаций, общественных объединений Российской
Федерации в сфере защиты Государственной границы
Органы местного самоуправления, предприятия и их объединения (независимо от форм собственности), учреждения, организации, общественные объединения и их должностные лица:оказывают помощь органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории
Граждане участвуют на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и в иных формах. Порядок привлечения граждан к защите Государственной границы определяется Правительством Российской Федерации
РАЗДЕЛ IХ
ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ДРУГИХ
ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите
Государственной границы, и членов их семей
Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность
Статья 40. Правовая защита граждан, участвующих в защите
Государственной границы, и членов их семей
Противоправные действия в отношении граждан и членов их семей в связи с оказанием гражданами содействия органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в защите Государственной границы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан,
участвующих в защите Государственной границы
Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.
Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций
военнослужащим и другим гражданам, участвующим в
защите Государственной границы
Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации
РАЗДЕЛ Х
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
Статья 43. Ответственность за правонарушения на Государственной границе
Лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную ответственность, предусмотренную федеральными законами, либо административную ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации
РАЗДЕЛ ХI
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 44. Финансовое обеспечение защиты Государственной границы
Финансовое обеспечение защиты Государственной границы осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств целевого федерального бюджетного Фонда развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации, образуемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.В состав Фонда развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации зачисляются:двадцать пять процентов сумм, взысканных в качестве штрафов за выявленные органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации правонарушения, связанные с нарушением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также средств, вырученных от реализации имущества, конфискованного за такие нарушения, и контрабанды, обнаруживаемой или задерживаемой в соответствии с подпунктом 9 части второй статьи 30 настоящего Закона;средства, полученные органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации от взимания сбора за пограничное оформление при осуществлении пограничного контроля и сбора за продление действия просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства.Средства Фонда развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации являются дополнительным источником финансирования деятельности системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации сверх средств, выделяемых из федерального бюджета на ее содержание, и подлежат использованию на обустройство Государственной границы, оснащение и развитие системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, улучшение социального обеспечения военнослужащих, гражданского персонала системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации и членов их семей в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.Положение о Фонде развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 декабря 1996 года Федеральным законом от 29 ноября 1996 года № 148-ФЗ)
Статья 45. Материально-техническое обеспечение защиты
Государственной границы
Материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы осуществляется из государственных земельных, материально-технических и других фондов Российской Федерации.Нормы и порядок материально-технического обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Текст постановления Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4732-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" см. по ссылке.