Как следует из Вашего вопроса, организация заключила договор на оказание услуг по разработке дизайна-проекта офиса. При этом по договору российская организация является заказчиком услуг, а иностранная организация - исполнителем. В такой ситуации российская организация налоговым агентом по НДС не является. Англия входит в состав Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Между РФ и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии заключено соглашение об избежание двойного налогообложения. Согласно данному соглашению Английская организация самостоятельно уплачивает налог на прибыль на территории иностранного государства. Обязанностей налогового агента у российской организации не возникает. Налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов зарегистрирована в стране, имеющей соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения. Обязательная форма документа, подтверждающего регистрацию получателя доходов в иностранном государстве, законодательно не установлена. Поэтому в качестве такого документа может быть представлена справка по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС.* Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России* (п. 1 ст. 161, ст. 147,148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Справочники: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Вид работ (услуг) |
Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: |
Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Услуги дизайна* |
Услуги оказывает организация, осуществляющая деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1,п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 31 июля 2012 г. № 03-07-08/223) |
Услуги оказывает иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России* (подп. 5 п. 1, п. 2ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 31 июля 2012 г. № 03-07-08/223) |
3.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль
Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять:
- российские организации, в том числе плательщики ЕСХН (п. 4 ст. 346.1 НК РФ), единого налога при упрощенке* (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/121);
- иностранные организации, имеющие постоянные представительства в России (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Доходы, не облагаемые налогом у источника выплаты
Организации (как российские, так и иностранные) не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль:*
- если выплачивают доходы за товары (работы, услуги, имущественные права), реализация которых не приводит к образованию постоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ);
- если уведомлены, что выплачиваемый доход квалифицируется как доход постоянного представительства иностранной организации (подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов (подп. 2 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, связанные с выполнением соглашений о разделе продукции (подп. 3 п. 2 ст. 310 НК РФ);
- если выплачивают доходы, которые не облагаются налогом на прибыль в соответствии с международными договорами (подп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ). При этом необходимо, чтобы эта иностранная организация выступала фактическим получателем дохода* (письмо Минфина России от 1 апреля 2010 г. № 03-08-05);
- если выплачивают процентные доходы по долговым обязательствам, перечисленным в подпунктах 7 и 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ;
- если приобретают государственные и муниципальные ценные бумаги (подп. 2 п. 5 ст. 286, п. 2 и 4 ст. 287 НК РФ).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
4. КОНВЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА ОТ 15.02.1994
КОНВЕНЦИЯ*
между Правительством Российской Федерации и
Правительством Соединенного Королевства
Великобритании и Северной Ирландии об избежании
двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы и прирост стоимости имущества
Статья 7. Прибыль от предпринимательской деятельности
1. Прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство*. Если предприятие осуществляет, как сказано выше, предпринимательскую деятельность, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
5.Ситуация: как налоговый агент может подтвердить, что иностранная организация имеет право на освобождение ее доходов от налогообложения либо на применение пониженной ставки налога на прибыль
Налоговый агент должен иметь документ, свидетельствующий, что организация – получатель доходов зарегистрирована в стране, имеющей соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.
Получить такой документ организация – налоговый агент должна до выплаты доходов. Представить его обязана иностранная организация – получатель доходов.* Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ.
Обязательная форма документа, подтверждающего регистрацию получателя доходов в иностранном государстве, законодательно не установлена. Поэтому в качестве такого документа может быть представлена справка по форме, установленной законодательством иностранного государства, или в произвольной форме. В справке должно быть сказано, что в течение периода, в котором выплачиваются доходы, местонахождением их получателя является государство – участник соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией*. Если период, за который подтверждается местонахождение иностранной организации, в справке не указан, им признается календарный год оформления этого документа. То есть срок действия этого документа ограничивается одним годом. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 июля 2009 г. № 03-08-05, от 1 апреля 2009 г. № 03-08-05,от 9 октября 2008 г. № 03-08-05/1, от 21 августа 2008 г. № 03-08-05/1, от 16 мая 2008 г. № 03-08-05, от 12 марта 2008 г. № 03-08-05. При этом в письме от 21 июля 2009 г. № 03-08-05 Минфин России указал, что право на льготное налогообложение доходов, выплаченных в начале текущего года, можно подтвердить справкой, датированной декабрем прошлого года (если такая справка была у налогового агента на дату выплаты дохода).
Главбух советует*: некоторые суды признают, что срок действия документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, не ограничивается одним календарным годом. То есть на основании справки, выданной, например, в 2013 году, российская организация может применять льготный режим налогообложения при выплате доходов иностранной организации не только в 2013 году, но и в последующих налоговых периодах.
Такой вывод суды аргументируют тем, что статья 312 Налогового кодекса РФ не ограничивает срок действия документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, и не содержит требований о ежегодном представлении таких документов (см., например, определение ВАС РФ от 22 января 2007 г. № 16408/06, постановления ФАС Поволжского округа от 23 января 2007 г. № А55-6714/06, от 14 сентября 2006 г. № А55-2387/2006-31, Северо-Западного округа от 25 июня 2008 г. № А56-37381/2007, от 12 марта 2008 г. № А56-2997/2007, Московского округа от 28 марта 2006 г. № КА-А40/1997-06).
Справка может быть представлена как в оригинале, так и в нотариально заверенной копии. Документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной организации, должен быть заверен подписью уполномоченного лица и печатью (штампом) компетентного ведомства того государства, в котором зарегистрирован получатель доходов*. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-08-05.
Кроме того, многие налоговые инспекции требуют, чтобы на документе, подтверждающем местонахождение иностранной организации, был апостиль – заверительная надпись, подтверждающая достоверность самого документа и подлинность имеющихся в нем подписей и печатей. Несмотря на то что налоговым законодательством такие требования не предусмотрены, в постановлении от 28 июня 2005 г. № 990/05 Президиум ВАС РФ подтвердил их правомерность.*
Контролирующие ведомства поясняют, что отсутствие апостиля в документах, подтверждающих местонахождение зарубежных контрагентов, допустимо только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено международным договором. В последние годы в проекты протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения, как правило, включаются пункты, позволяющие не проставлять апостиль на сертификатах о резидентстве, выданных компетентными органами иностранных государств. Но если в международном договоре подобной нормы нет, документы, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента иностранного государства, подлежат апостилированию. Об этом, в частности, сказано в письмах Минфина России от 11 октября 2013 г. № 03-08-05/42471 и ФНС России от 10 декабря 2013 г. № ОА-4-13/22146.
Может возникнуть ситуация, когда иностранный партнер не подтвердил свое право на льготное налогообложение, а российская организация все-таки выплатила ему доход, не удержав налог на прибыль. Если в дальнейшем (до налоговой проверки) иностранный партнер представит документ, подтверждающий его право на льготу, то привлекать к ответственности организацию, которая не исполнила обязанности налогового агента, неправомерно. Это следует из постановления Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2007 г. № 13225/06.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
10.06.2014 г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.