При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами . Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу. В связи с этим в Вашей ситуации НДС необходимо перечислить за счет собственных средства. НДС можно принять к вычету после перечисление его в бюджет, то есть в текущем периоде. Так как налоговая база по НДС занижена, у организации возникает обязанность подать уточненную декларацию по НДС. Кроме этого необходимо внести исправления в книгу покупок путем составления дополнительного лист. Доначисление НДС отражается в текущем периоде. Корректировку утвержденной отчетности не производите.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».
1.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов* (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России* (п. 1 ст. 161, ст. 147,148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2.Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС
Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку*.
Налоговая база
Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.
Налоговую базу определяйте с учетом НДС:
- при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете* (п. 1 ст. 161 НК РФ);
Налоговая ставка
Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).
Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:
- если налоговая база включает в себя НДС*;
- при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС.
Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.
Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом*. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
Составление счетов-фактур
При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры*. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу
НДС перечислите в бюджет за счет собственных средств.
При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу* (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).
Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. Банк не примет платежное поручение на перевод оплаты продавцу, если одновременно с ним покупатель не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету* (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).
Налоговой базой для расчета НДС по работам (услугам), приобретенным у иностранных организаций, является их стоимость с учетом налога. То есть определять сумму налога нужно по расчетным ставкам – 18/118 или 10/110 (п. 1 ст. 161 НК РФ). Но если в договоре это условие не отражено, НДС нужно начислить со стоимости работ (услуг) без учета налога. То есть по прямым ставкам – 18 или 10 процентов. Заплатить налог организации придется за счет собственных средств.* Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 15 августа 2008 г. № 03-07-07/78, от 20 июля 2006 г. № 03-04-08/156 и от 5 августа 2005 г. № 03-04-08/215.
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Ситуация: Можно ли принять сумму НДС к вычету, если организация – налоговый агент по НДС не удержала сумму налога с иностранного поставщика и перечислила ее в бюджет за счет собственных средств
Да, можно.
Исходя из буквального толкования абзаца 3 пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ, налоговый агент может воспользоваться вычетом только в том случае, если сумма НДС была удержана им из доходов, выплачиваемых контрагенту (налогоплательщику). Однако в письмах от 5 июня 2013 г. № 03-03-06/2/20797 и от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908) Минфин России допускает возможность применения вычета, даже если НДС был перечислен в бюджет за счет налогового агента. Поэтому, если российская организация должна была удержать налог из доходов иностранного поставщика, но перечислила его в бюджет за счет собственных средств, она не теряет права на налоговый вычет.* Правомерность такого подхода подтверждена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 18 мая 2010 г. № 16907/09.
Для применения вычета налоговый агент должен самостоятельно составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге покупок в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была перечислена в бюджет.*
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4.Рекомендация: В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию
Занижение налоговой базы
Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен.* Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
5.Рекомендация: Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности
Если существенная ошибка была обнаружена после утверждения годовой отчетности, то исправьте ее в том отчетном периоде, в котором она была найдена. Корректировку утвержденной отчетности не производите. Изменения отразите в текущей отчетности*. Такие правила установлены пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктом 10 ПБУ 22/2010.
Несущественные ошибки в бухучете исправляйте с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом не имеет значения, была утверждена отчетность к моменту выявления ошибки или нет*. Такой вывод следует из пункта 14 ПБУ 22/2010.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
21.05.2014 г.
С уважением,
Евгения Комова, старший эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух»