если услуги оказываются организации, подпадающей под действие положений Закона 223-ФЗ, тогда при заключении договора следует руководствоваться нормами Закона 223-ФЗ и Положения о закупках, разработанного организацией – покупателем.
Положение о закупках опубликуется заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru/223. При этом, если стоимость услуг, приобретенных у единственного поставщика. не превышает 100 тыс. руб., конкурс можно не проводить.
Если приобретение услуг произошло с нарушениями требований Закона 223-ФЗ или Положения заказчика о закупках, заключенная сделка может быть оспорена.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Главбух» vip -версии .
1. Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) организациям с долей участия государства (субъекта РФ, муниципального образования)
Форма заключения сделки
Сделки по закупке товаров (работ, услуг) могут заключаться в форме письменного контракта либо в электронной форме. При этом постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 установлен перечень товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется только в электронной форме. К ним, в частности, относятся канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, медицинская аппаратура, автомобили, услуги по ремонту автомобилей, техобслуживание оргтехники, услуги по уборке зданий.
Закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень, не совершаются в электронной форме:*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- если информация о закупке не подлежит размещению на сайте www.zakupki.gov.ru/223;
- если потребность в закупке возникла в результате форс-мажорных обстоятельств, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
- если в соответствии с положением о закупке закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).*
Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616.
Размещение информации о закупке
При закупке товаров (работ, услуг) заказчик должен разместить на сайте www.zakupki.gov.ru/223 следующую информацию:
- извещение о закупке, а также вносимые в него изменения;
- документацию о закупке, а также вносимые в нее изменения;
- проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
- разъяснения документации о закупке;
- протоколы, составляемые в ходе закупки;
- дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.
Об этом сказано в частях 5 и 6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Порядок размещения на сайте такой документации установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.
Извещение о закупке
В извещении о закупке должны быть указаны в том числе следующие сведения:
- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
- наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- срок, место и порядок предоставления документации о закупке;
- размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Такой порядок предусмотрен частью 9 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Порядок размещения извещения о закупке на сайте www.zakupki.gov.ru/223 установлен пунктами 20–27 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.
Документация о закупке
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т. п.;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в части 10 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Порядок размещения документации о закупке на сайте www.zakupki.gov.ru/223 установлен пунктами 20–27 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.
Какие сведения не подлежат размещению
Не подлежат размещению на сайте www.zakupki.gov.ru/223:
- сведения о закупках, которые составляют государственную тайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);
- сведения о закупках, которые не относятся к государственной тайне, но в отношении которых принято специальное решение Правительства РФ.
Кроме того, заказчик вправе не размещать на сайте www.zakupki.gov.ru/223 сведения о закупках товаров (работ, услуг):
- стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;*
- стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.
Об этом сказано в частях 15 и 16 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Порядок размещения заказчиками информации
Порядок регистрации заказчиков установлен приказом Минэкономразвития России, Федерального казначейства от 10 августа 2012 г. № 506/13н.
Порядок размещения заказчиками информации о закупках закреплен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.
Не позднее 10-го числа каждого месяца заказчик должен размещать на сайте www.zakupki.gov.ru/223 сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:*
- товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;
- у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);*
- сведения о которых составляют государственную тайну;
- сведения о которых не размещались на сайте www.zakupki.gov.ru/223 по решению Правительства РФ.
Такой порядок предусмотрен частью 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
«Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи(далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:*
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями*, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
2_1. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов*.
4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:
1) куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;
2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
3) осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;
5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
6) Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ;
7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"*».
Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.*
3. Положение о закупке утверждается:
1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;
2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;
3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;
4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;
5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью».
3. Статья: Новый закон о закупках. Как теперь компании с госучастием будут работать с контрагентами
Какие компании будут осуществлять закупки по новым правилам
Что грозит закупщикам за отсутствие положения о закупке
Можно ли по закону № 223-ФЗ закупаться без тендеров
С 1 января 2012 года вступил в силу закон, устанавливающий требования к закупкам госкорпораций, субъектов естественных монополий, целого ряда других коммерческих компаний, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также их дочерних организаций, – Федеральный закон от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон № 223-ФЗ). Новые требования затрагивают как вышеназванные компании, так и их контрагентов, поскольку предполагают более длительные процедуры перед заключением договоров. Компании, подпадающие под действие закона № 223-ФЗ, должны самостоятельно установить требования к закупочным процедурам (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). Но пока практика не сложилась, остаются вопросы относительно того, что можно указывать в таком положении о закупке, а что антимонопольный орган может посчитать не соответствующим принципам открытости и прозрачности закупок.
Компании, которые попали под действие закона № 223-ФЗ
К компаниям, которые обязаны проводить закупки в порядке, установленном законом № 223-ФЗ, относятся государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства или муниципального образования превышает 50 процентов. Также в этот перечень вошли «дочки» (дочерние компании) и «внучки» (дочерние организации дочерних компаний) всех вышеперечисленных организаций (ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Это означает, что избежать применения закона № 223ФЗ путем осуществления закупок через специально созданные дочерние организации не получится.*
Момент, с которого компании начнут применять закон № 223-ФЗ. Закон № 223-ФЗ вступил в силу еще 1 января 2012 года. Но с этой даты осуществлять закупки по новым правилам обязаны не все компании, названные в части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ. Некоторые из них, отвечающие определенным критериям, должны приступить к работе по закону № 223-ФЗ позже (ч. 7, 8 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Однако необходимо иметь в виду, что возможно совпадение нескольких критериев, для каждого из которых установлены разные сроки для начала применения закона № 223ФЗ. Например, муниципальное унитарное предприятие занимается регулируемым видом деятельности – энергоснабжением. Муниципальные унитарные предприятия начнут работать по закону № 223-ФЗ только с 1 января 2014 года (ч. 8 ст. 8 закона № 223-ФЗ), но конкретно для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, установлен иной срок: если их выручка от этой деятельности не превышает 10 процентов от общей выручки за 2011 год, они должны применять закон № 223-ФЗ с 1 января 2013 года, а если указанная выручка превышает 10 процентов, то закон № 223-ФЗ применяется уже с 1 января 2012 года. Следовательно, муниципальное унитарное предприятие из нашего примера в зависимости от объема выручки от регулируемого вида деятельности должно начать применять закон № 223-ФЗ с 1 января 2012 года либо с 1 января 2013 года (письмо Минэкономразвития России от 05.12.11 № Д28-646).
Также нужно учитывать момент, касающийся компаний, которые были созданы после вступления в силу закона № 223-ФЗ (то есть после 1 января 2012 года). Такие организации должны проводить закупки по новым правилам по истечении трех месяцев с даты их создания (ч. 5 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Например, 13 февраля 2012 года федеральное государственное унитарное предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество (100 процентов акций в собственности РФ). Это значит, что компания должна опубликовать положение о закупке и начать работу по нему до 13 мая 2012 года.
Исключения. Требования закона № 223-ФЗ не распространяются на закупки некоторых видов товаров, работ и услуг. Перечень исключений указан в части 4статьи 1 данного закона: в частности, это купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей, приобретение товаров на товарной бирже, отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита, закупки, которые подпадают под действие закона № 94-ФЗ, и т. д.
Утверждение и опубликование положения о закупке
Чтобы компании-заказчику начать работать по закону № 223-ФЗ, нужно составить положение о закупке. Этот документ утверждается определенным органом управления компании, который указан в части 3 статьи 2 закона № 223-ФЗ. Например, если заказчик является обществом с ограниченной ответственностью, то положение утверждается общим собранием участников, а в унитарном предприятии этот документ должен утвердить руководитель. Согласовывать с какими-либо органами государственной власти положение о закупке не нужно (письмо Минэкономразвития России от 21.12.11 № 28718-АС/Д28).
Положение о закупке должно быть опубликовано в течение 15 дней после его утверждения (ч. 1 ст. 4 закона № 223-ФЗ). С 1 апреля 2012 года этот документ размещается на сайте компании-заказчика. Если к указанному сроку эта обязанность не выполнена, то при проведении закупок заказчик обязан руководствоваться весьма неудобным для реализации Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ) до тех пор, пока не опубликует положение о закупке (ч. 4 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Разумеется, это касается лишь тех компаний, на которые закон № 223-ФЗ распространяется с 1 января 2012 года. Пока это единственное негативное последствие отсутствия положения о закупке. Ответственность за нарушение требований закона № 223-ФЗ еще не установлена, хотя ФАС России планирует в ближайшее время внести законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях, вводящими штрафы за нарушение закона № 223-ФЗ.
Публикация положения о закупке. До 1 июля 2012 года положение о закупке публикуется на собственном сайте компании-заказчика, а после 1 июля 2012 года – на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru (ч. 3 ст. 8, п. 1 ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ). После 1 июля 2012 года размещение положения о закупке на собственном сайте компании-заказчика вместо сайта госзакупок возможно только в случае возникновения технических неполадок с сайтом госзакупок, блокирующих его работу (ч. 13 ст. 4 закона № 223-ФЗ), и только с условием последующего размещения положения на сайте госзакупок в течение одного рабочего дня после устранения таких неполадок.
Содержание положения о закупке
Все требования к проведению закупок должны быть установлены компанией самостоятельно, поскольку закон № 223-ФЗ готовых процедур не предлагает. В положении нужно отразить правила, действующие независимо от способа осуществления закупки: порядок планирования закупочной деятельности, содержание извещения о закупке и закупочной документации, порядок формирования и работы закупочной комиссии, а также требования к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Также важно указать, каким образом будут проводиться конкретные способы закупок.*
Процедуры проведения закупок. В положении о закупке должны быть предусмотрены правила проведения конкурентных закупок: конкурса и аукциона. Дополнительно можно предусмотреть и другие способы осуществления закупок, например, в виде запроса котировок, запроса цен, конкурентных переговоров, закупки у единственного источника и любой другой способ по желанию компании. В этом смысле в законе № 223-ФЗ нет ограничений (ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ). Но важно обязательно перечислить основания, при которых применяется тот или иной способ закупки, особенно для неконкурентных способов.
При этом большинство специалистов сходятся во мнении, что, несмотря на отсутствие четких ограничений в законе № 223-ФЗ в части использования неконкурентных способов закупки, увлекаться ими рискованно. Во избежание нареканий со стороны контролирующих органов в положении о закупке лучше установить предельный объем закупок, по которым возможны неконкурентные процедуры. В законе закреплен принцип открытости проведения закупок (ч. 1 ст. 4 закона № 223ФЗ). Не исключено, что слишком активное использование неконкурентных способов антимонопольные органы сочтут нарушением этого принципа. В части закупок у единственного поставщика лучше ориентироваться на суммы, обозначенные в части 15 статьи 4 закона № 223-ФЗ. Там указано, что заказчики могут не размещать на сайте сведения о закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей (для компаний, у которых годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд рублей, такой предел – 500 тыс. рублей). Кроме того, лучше установить в положении о закупке конкретные основания применения неконкурентных способов. Например, для закупок у единственного поставщика могут быть такие причины: вследствие наличия срочной потребности (нет возможности провести конкурентные закупки с соблюдением сроков) или если поставщик является монополистом необходимых товаров, работ или услуг.
Порядок заключения и исполнения договора. Порядок заключения контракта по итогам процедур проведения закупки законом № 223-ФЗ не установлен. Это предоставляет компании-заказчику возможность отразить в данном разделе сложившийся порядок договорной работы, учитывающий особенности хозяйственной деятельности компании. В положении о закупке нужно закрепить все требования к порядку заключения договоров с контрагентами: срок заключения договора по результатам закупочных процедур, порядок его изменения и т. д.*
Д. Казанцев
юрист электронной торговой системы B2B-Center
Журнал «Юрист компании», №5, май 2012
26.02.2014 г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.
Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Варвара Абрамова.