Официальных разъяснений по поводу подтверждения экспорта в подобной ситуации нет. В тоже время организация вправе подать документы в ИФНС для подтверждения экспорта. При отсутствии международных накладных подтверждающими документами могут служить письменные объяснения покупателя.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза
Нормативная база
Порядок начисления НДС при экспорте товаров из России в страны – участницы Таможенного союза регулируется Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36.
Международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).
Действие Соглашения от 25 января 2008 г. распространяется как на экспорт товаров, происходящих с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на экспорт товаров, происходящих из других стран и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Это следует из положений статьи 1 Соглашения от 25 января 2008 г. и подтверждено письмом Минфина России от 13 августа 2010 г. № 03-07-08/230.
Порядок определения налоговой базы, налоговая ставка и условия применения вычетов при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза установлен протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Что считается экспортом
Для целей расчета НДС у российских организаций к экспорту товаров приравнивается:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- изготовление товаров, предназначенных для экспорта в страны участницы Таможенного союза (п. 7 ст. 1протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ);
- переработка товаров (давальческого сырья), ввезенных из стран участниц Таможенного союза для переработки, с их последующим вывозом в другие страны (п. 1 ст. 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ);
- передача товаров по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности к лизингополучателю, а также по договорам товарного кредита или товарного займа (п. 9 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ);
- возврат нереализованных товаров, ранее приобретенных в странах Таможенного союза (если в договоре купли-продажи или в дополнительном соглашении к договору закреплено право покупателя на возврат товаров в связи с невозможностью их реализации в России). В пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, в этом случае должен быть включен договор или дополнительное соглашение, на основании которого российский покупатель возвращает товары иностранному поставщику (письмо ФНС России от 18 сентября 2014 г. № ГД-4-3/18888).
Налоговая база
По общему правилу налоговой базой для расчета НДС является договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Если организация перерабатывала товары (давальческое сырье), ввезенные из страны – участницы Таможенного союза, с их последующим вывозом в другую страну, то налоговой базой по НДС является стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (п. 1 ст. 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Если организация экспортирует товары по договору товарного кредита (товарного займа), то налоговой базой по НДС является стоимость передаваемых товаров, предусмотренная в договоре. Если в договоре стоимость отсутствует, в качестве налоговой базы принимается стоимость, которая указана в сопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах налоговой базой признается стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 9 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Если организация экспортирует товары по договору лизинга, налоговая база по НДС определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предмета лизинга, предусмотренной в договоре, но не более суммы фактически полученного платежа. При этом суммы входного НДС по экспортированному предмету лизинга организация сможет принять к вычету в части фактически полученного платежа. Об этом говорится в абзацах 2 и 3 пункта 9 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Ставка НДС
При реализации товаров из России в страны – участницы Таможенного союза НДС нужно начислять по ставке 0 процентов. При этом право применять нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить.* Об этом сказано в абзаце 1 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-08/113. Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны – участницы Таможенного союза или нет (п. 1 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338).
Момент определения налоговой базы
Моментом определения налоговой базы при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза является последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980 и ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7675). На сбор всех необходимых документов для подтверждения экспорта организации отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (абз. 1 п. 3 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). О том, как поступать, если в установленный срок документы не собраны, см. Что делать, если экспорт товаров в страны – участницы Таможенного союза не был подтвержден.
Как обосновать нулевую ставку
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна:
- собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта;
- заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов, подтверждающих факт экспорта в страны участницы Таможенного союза.
Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
В пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза, входят:
- договор, на основании которого российский продавец экспортировал товары* (договор купли-продажи, лизинга, товарного кредита, договоры на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья);
- заявление покупателя с отметкой налоговой инспекции страны-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов* либо о том, что ввоз таких товаров не облагается НДС (письмо Минфина России от 16 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/17338);
- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товара с территории России на территорию другой страны участницы Таможенного союза (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
-
иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и предусмотренные российским налоговым законодательством (например, посреднические договоры, если российская организация экспортирует товары через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ)).
Ситуация: Какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт экспорта товаров из России в страны – участницы Таможенного союза
Используйте транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные российским законодательством и подтверждающие перемещение товаров из России в страны – участницы Таможенного союза (подп. 4 п. 2 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Например, при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза представьте в налоговую инспекцию документы, составленные по формам, приведенным в приложениях к письму Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460.
Так, если товары вывозятся из России автомобильным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Допускается вместо этой формы представить в налоговую инспекцию международную товарно-транспортную накладную (CMR), поскольку по своему содержанию она аналогична форме № 1-Т. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 мая 2013 г. № ЕД-3-3/1928.
Если товары вывозятся из России воздушным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы:
- нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает Транспортная Клиринговая Палата;
- грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Ее форму разрабатывает сам перевозчик.
Если товары вывозятся из России железнодорожным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы документы, приведенные в Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (например, оригинал накладной (для получателя), лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза).
Это следует из письма Минтранса России от 24 мая 2010 г. № ОБ-16/5460 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693).
Если товары вывозятся из России транспортом покупателя (или непосредственно представителями иностранных организаций), транспортных документов, свидетельствующих о международной перевозке груза, у экспортера может не быть. В этом случае подтвердить факт передачи товаров (чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС) можно товарной накладной (форма № ТОРГ-12), оформленной на имя иностранного покупателя. Об этом сказано в письмах Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-07-13/01-42 и от 18 мая 2011 г. № 03-07-13/01-17.
В некоторых случаях товаросопроводительные документы не оформляются по условиям перевозки. Например, если продавец продает автомобиль, который перемещается на территорию другой страны своим ходом, без использования другого транспорта. В подобных случаях отсутствие товаросопроводительных документов само по себе не может являться основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС. Инспекция должна рассмотреть любые доказательства (обоснования, сведения), представленные организацией либо полученные в ходе налоговых проверок. Об этом сказано в письме ФНС России от 2 июня 2014 г. № ГД-4-3/10441.
Главбух советует: если товары вывозятся транспортом иностранного покупателя из России в Республику Беларусь, то российская организация может подтвердить факт экспорта международной товарно-транспортной накладной Республики Беларусь либо международной товарно-транспортной накладной России.
При отсутствии таких накладных (например, при доставке товара на личном автомобиле сотрудника) подтверждающими документами могут служить письменные объяснения покупателя, приказы о направлении сотрудников в командировку и т. д.
Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 14 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17067. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».
Проверка факта экспорта
Представленный экспортером пакет документов вместе с налоговой декларацией проходит камеральную проверку на предмет обоснованности применения нулевой ставки НДС. По результатам такой проверки налоговая инспекция должна принять одно из следующих решений:
- подтвердить факт экспорта и возместить (зачесть) суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт;
- не подтвердить факт экспорта и отказать в возмещении НДС.
Решение об отказе, в частности, может быть принято, если организация представит сведения, которые не соответствуют данным, имеющимся у инспекции. Речь идет о данных, которые российская инспекция получает в рамках информационного обмена от инспекции другой страны, в которую были экспортированы товары. В этом случае нулевая налоговая ставка не применяется, а со стоимости реализованных товаров нужно начислить НДС в общем порядке по ставке 18 или 10 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Ситуация: Может ли налоговая инспекция отказать в применении нулевой ставки НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза. Организация не представила в инспекцию заявление покупателя о ввозе товара и уплате косвенных налогов
Да, может.
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация должна собрать пакет документов, подтверждающих факт экспорта (абз. 1 п. 2 ст. 1протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). В состав этих документов входит, в частности, заявление покупателя о ввозе экспортированных товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции страны-импортера (п. 2 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Представление неполного комплекта документов является основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС (абз. 2 п. 3 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Экспорт подтвержден
Если организация выполнила все необходимые условия, то при расчете НДС по товарам, реализованным в страны – участницы Таможенного союза, она вправе применить нулевую налоговую ставку. Суммы ??входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт, можно принять к вычету (возместить из бюджета). Это следует из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».