Однозначного ответа на вопрос кто обязан вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое размещением отходов населения - управляющие организации (ТСЖ), мусоровывозящие предприятия, муниципалитет или полигон, на данный момент нет.
По мнению контролирующих органов, лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, по условиям которого контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету и внесению платы). Простой договор о вывозе отходов специализированной организацией не освобождает собственника от обязанности вносить в бюджет плату за размещение отходов. В Письме от 28.08.2006 № 04-09/599 Ростехнадзор утверждал, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами; отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, - это собственность муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды; а коммунальное предприятие, осуществляющее функции по обращению с отходами при размещении отходов населения, несет ответственность за эти отходы и является плательщиком платы в полном объеме.
Однако как следует из арбитражной практики, вывод Ростехнадзора не совсем обоснован. Управляющие компании, ТСЖ не предпринимают никаких действий для приобретения отходов в собственность, в связи с чем непонятно каким образом у управляющей компании, ТСЖ и ЖКХ возникает право собственности на отходы населения.
Согласно выводам арбитражной практики, деятельность по размещению отходов производства и потребления носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. В процессе осуществления уставной деятельности по управлению жилым и нежилым фондом предприятие, занимающееся сбором твердых коммунальных отходов, которые транспортировались на свалку ТБО в соответствии с договорами на их прием и утилизацию, не занимается размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах. В связи с этим, у управляющей компании отсутствует обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, у коммунальных предприятий есть все шансы доказать незаконность взыскания платы за размещение отходов населения, в судебном порядке.
Деятельность по размещению отходов осуществляют специализированные организации. Таковыми, конечно, следует считать компании, эксплуатирующие полигон. Особых сложностей в работу полигона следование данной позиции не привнесло бы. Ведь у полигона есть механизм компенсации экологических платежей в бюджет - достаточно включить экологическую составляющую в тарифы на оказываемые им услуги по размещению отходов.
О том как составить расчет платы за загрязнение окружающей среды можно ознакомиться перейдя по активной ссылке Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Письмо Ростехнадзора от 28.08.2006 № 04-09/599
«В соответствии со статьями 21 и 23 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) плата взимается за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Плата за негативное воздействие направлена на уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот и является методом экономического стимулирования деятельности в области обращения (ст. 21 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Учитывая, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, выполняя муниципальный заказ, МУП "ЖКХ" осуществляет функции по обращению с отходами при размещении отходов населения в рамках осуществления основной деятельности.
Таким образом, отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данный вывод подтверждается положениями Федеральных законов "Об отходах производства и потребления" (ст. 13), "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14 - 16) <...>.
Следовательно, МУП "ЖКХ" как юридическое лица несет ответственность за отходы населения, образовавшиеся в процессе эксплуатации жилого фонда поселка, и является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме.*»
2. Ситуация: Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Да, должна.*
За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.
К отходам производства и потребления относятся:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
- товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.
Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.*
Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, от 7 декабря 2004 г. № А56-2567/04, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
К объектам размещения отходов установлены особые требования:
- их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
- определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.*
Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010,Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).
Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:
1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2010 по делу № А21-3258/2009
«Апелляционный суд, исследовав материалы дела - Устав Предприятия; договор от 01.01.2005, заключенный правопредшественником Предприятия (УМП "Жилищное хозяйство") с обществом с ограниченной ответственностью "Биоэкос" на прием, размещение и захоронение твердых бытовых отходов, согласно которому последнее осуществляет прием, размещение и захоронение твердых бытовых отходов, принятых от населения*; договор от 22.11.2006 на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов между Предприятием (Заказчик) и МУП МО "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" (Исполнитель), по условиям которого Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов от населения города Светлого и их захоронению, - пришел к обоснованному выводу о том, что Предприятие не осуществляло деятельности, связанной с размещением отходов, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция также не может согласиться с доводом жалобы о том, что Предприятие размещало твердые бытовые отходы на специальных площадках для мусорных контейнеров и в мусорных контейнерах.
Управлением не доказано осуществление Предприятием видов деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, а следовательно, не доказано и наличие у Предприятия обязанности вносить плату за это воздействие*.»
4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2010 по делу № А21-1921/2009
«В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит отменить указанное постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, Предприятие в процессе осуществления уставной деятельности по управлению многоквартирными домами и уборке территории размещает отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, в связи с чем обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.*
Следовательно, деятельность по размещению отходов производства и потребления носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в процессе осуществления уставной деятельности Предприятие занимается сбором твердых коммунальных отходов, которые транспортируются на полигон твердых бытовых отходов в соответствии с договорами на размещение твердых бытовых отходов.
Доказательств того, что Предприятие занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, в материалах дела не имеется.*
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции на основании исследования и оценки представленных доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Предприятия обязанности по внесению платежей за такой вид негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления.»*
5. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 по делу № А05-5245/2008
«Между администрацией муниципального образования "Коношское" и Предприятием заключен договор от 01.04.2006, согласно которому Предприятие принимает на себя обязательства выполнить и оказывать следующие виды работ и коммунальных услуг: содержание, техническую эксплуатацию, обслуживание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного и нежилищного фондов на территории муниципального образования "Коношское"; содержание придомовой территории; вывоз бытовых отходов и мусора;* прием, обработку и учет коммунальных платежей от населения, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, пользующихся услугами по найму муниципального жилья, по содержанию и ремонту жилищного фонда на территории муниципального образования "Коношское". По окончании срока его действия стороны 30.03.2007 заключили новый договор на оказание ответчиком того же перечня услуг.
Считая, что Предприятие в результате своей деятельности негативно воздействует на окружающую среду, Управление за период со второго квартала 2006 года по третий квартал 2007 года начислило и предъявило ответчику 3 671 868 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая оплачена ответчиком частично в размере 50 000 руб.
Судами установлено, что Предприятие в спорный период осуществляло вывоз бытовых отходов населения от жилищного фонда муниципального образования "Коношское" и вывоз отходов от собственной деятельности и передачу его муниципальному унитарному предприятию "Благоустройство" (далее - МУП "Благоустройство") на основании договоров от 01.08.2006 и 01.01.2007, в соответствии с которыми Предприятие сдает, а МУП "Благоустройство" принимает на утилизацию на муниципальной свалке твердые бытовые отходы.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Такой вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
В данном случае судами установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Предприятие не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, а следовательно, истцом не доказан тот факт, что у Предприятия имеется задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в заявленной сумме, начисленной в связи с размещением бытовых отходов населения от жилищного фонда муниципального образования "Коношское" и размещением отходов от собственной деятельности.*»