На складе торгово-оптовой фирмы произошел пожар. Каким образом отразить потери в бухгалтерском и налоговом учете? Какие документы для этого нужно иметь? Необходимо ли восстановить «входной» НДС по товарам, ранее принятый к вычету? Мы ответили на поставленные вопросы, проанализировав положения действующего законодательства и разъяснения финансистов.
Отражение в бухгалтерском учете
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в случае пожара организация обязана провести инвентаризацию имущества.
Недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки обращения (расходы), сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Таким образом, в бухучете записывают:
Дебет 94 Кредит 41
– списана стоимость испорченных (уничтоженных) товаров;
Дебет 76 (73) Кредит 94
– отражена сумма потерь от пожара, подлежащая взысканию с виновного лица (данная запись делается, если виновное лицо установлено);
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 94
– отражена сумма потерь от пожара (данная запись делается, если виновное лицо не установлено либо судом отказано во взыскании с него убытков).
Порядок налогового учета
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, потери от пожаров, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
При этом необходимо учесть, что, если виновные лица установлены, суммы возмещения ущерба от пожара признаются внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 24 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/691. При этом потери признаются в сумме, уменьшенной на величину возвратных отходов (металлолом, топливо и другие материалы).
Что с налогом на добавленную стоимость?
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ, «входной» НДС нужно восстановить, если товары, по которым НДС был принят к вычету, в дальнейшем использованы:
– в операциях по производству или реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;
– в производстве или реализации (передачи) товаров, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, из буквального толкования норм статьи 170 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик не обязан восстанавливать «входной» НДС, если товары были уничтожены в результате пожара.
А что думают на сей счет чиновники?
Так, Минфин России в письмах от 14 августа 2007 г. № 03-07-15/120, от 31 июля 2006 г. № 03-04-11/132 отмечает, что восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, в случае списания соответствующего имущества необходимо. При этом восстановление необходимо производить в том периоде, в котором соответствующее имущество списывается с учета. УФНС России по г. Москве придерживается аналогичной позиции (письмо от 15 января 2007 г. № 19-11/2462).
В случае несогласия с позицией чиновников организации придется отстаивать правомерность своих действий в суде. При этом шанс на это достаточно большой, что подтверждается положительной судебной практикой (см. постановление Западно-Сибирского округа от 28 марта 2007 г. № Ф04-1732/2007 (32815-А45-14)).
Документальное оформление
Прежде чем отражать потери в бухгалтерском и налоговом учете, организация должна документально подтвердить факт пожара и размер понесенных убытков.
Итак, чтобы списать в учете потери от пожара, торговой фирме необходимо иметь следующие документы:
– справку Управления Государственной противопожарной службы;
– акт инвентаризации, в котором нужно зафиксировать стоимость сгоревшего
имущества.
Именно эти документы перечислил Минфин России в письме от 24 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/691. Правда, ранее в письме от 16 января 2006 г. № 03-03-04/1/18 чиновники указывали, что в качестве документа, подтверждающего потери от пожара, фирма должна иметь справку о закрытии уголовного дела, свидетельствующую о том, что виновники пожара не установлены. А в письме от 13 марта 2006 г. № 03-03-04/1/208 сказано, что подтвердить убыток от пожара можно документом, составленным по результатам инвентаризации.
Официальная позиция
В.Д. Афанасьев, советник налоговой службы РФ III ранга:
– У фирмы сгорел склад, в котором находились основные средства. Нужно ли восстанавливать НДС в этом случае?
– Сумму налога, которая относится к их остаточной стоимости, необходимо восстановить и уплатить в бюджет, так как активы прекратили использоваться в операциях, облагаемых НДС. А как указано в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, вычеты применяются только в отношении тех объектов, которые используются в операциях, облагаемых НДС.
Отмечу, что существует противоположная точка зрения: НДС восстанавливать не нужно. Однако такую позицию скорее всего придется отстаивать в судебном порядке. Шансы выиграть дело у торговой фирмы есть, так как судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Судьи руководствуются следующими положениями. В пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ приведен закрытый перечень ситуаций, когда НДС нужно восстановить. Случай, когда имущество организации перестает использоваться в связи со стихийным бедствием, там не указан. Следовательно, налог пересчитывать не нужно. Подтверждением такой точки зрения может служить решение ВАС РФ от 23 октября 2006 г. № 10652/06.