О том, что сделано за этот срок, о ключевых направлениях работы налоговой службы области на ближайшее будущее, о текущих проблемах и взаимоотношениях с налогоплательщиками – наш сегодняшний разговор.
- Сергей Валерьевич, недавно на сайте УФНС появилась ссылка на электронный адрес (smarkevich@inbox.ru – Прим ред.), по которому налогоплательщики могут напрямую обратиться к вам со своими вопросами и жалобами. Что за этим стоит - негласный контроль за работой подчиненных?
- Нет, не только это. Главным образом я преследовал цель дать налогоплательщикам возможность оперативно, вне личного приема (что особенно актуально для организаций и граждан, находящихся за пределами областного центра) рассказать о возникшей проблеме непосредственно руководителю областной налоговой службы. Спорных вопросов на практике возникает много, и, если есть возможность обратиться за разъяснениями к вышестоящему руководителю, то почему бы этим не воспользоваться?
- И много ли поступает обращений от налогоплательщиков?
- Как это ни парадоксально, обращений практически нет. Думаю, причина в том, что далеко не все налогоплательщики еще знают о такой возможности.
- В настоящее время на сайтах многих региональных УФНС публикуются так называемые «черные списки» налогоплательщиков – должников по налогам, тех, кто выплачивает маленькие заработные платы. Разве это не нарушение налоговой тайны?
- Начнем с того, что на нашем сайте размещен список только тех организаций, задолженность которых подтверждена судом. В этом состоит принципиальная разница. На мой взгляд, то, что до принятия решения судебным органом является предметом спора, публиковать действительно нельзя: такая информация является конфиденциальной.
У налогоплательщика, которого налоговый орган признал должником, есть законное право не согласиться с этим выводом и обжаловать решение налоговой инспекции в судебном порядке.
- Кстати, как вы относитесь к тому, что при прокуратуре Самарской области создан общественный совет по защите интересов малого и среднего бизнеса?
- Положительно. Прокуратура изначально призвана следить за законностью действий абсолютно всех учреждений. Мы готовы, если потребуется, взаимодействовать с этим общественным советом.
- Областное правительство утвердило программу по усилению налоговой дисциплины, рассчитанную на период до 2010 года. Предполагает ли этот документ проведение каких-то принципиально новых мероприятий?
- Кардинальных изменений данная программа не предусматривает. Механизм взаимодействия структур исполнительной власти уже выстроен и работает, и в данном случае речь идет, скорее, об его усовершенствовании. Полномочия и роль областной налоговой службы в этом процессе остались на прежнем уровне.
- Однако теперь к межведомственным комиссиям почему-то готово подключиться и правительство области, вплоть до губернатора.
- Да, и в этом на самом деле нет ничего удивительного. Областные власти напрямую заинтересованы в росте собираемости налогов, поскольку от этого во многом зависит состояние регионального и местных бюджетов.
Правительство и сейчас нам очень помогает. Ведь много вопросов связано с проведением тендеров, с государственными заказами. И если предприятие является убыточным, оно просто будет исключаться из состава участников тендера.
- То есть межведомственные комиссии становятся все более многоступенчатыми.
- Да. Комиссии работают в районных налоговых инспекциях и в УФНС. А теперь будет и третий уровень – с участием областного правительства.
- В УФНС приглашаются те организации, которые не вняли доводам районных инспекторов?
- Ситуации бывают разные. Некоторые налогоплательщики почему-то считают ниже своего достоинства общаться с руководством ИФНС и откликаются только на приглашение из налогового Управления.
Если общий язык с налогоплательщиком на комиссии в УФНС найден не будет и если при этом мы по-прежнему будем считать, что этот налогоплательщик мог бы работать лучше, он получит приглашение на комиссию в областное правительство.
- Раньше комиссии были «специализированными» - по зарплатам, по НДС, по убыткам. Теперь они носят комплексный характер?
- Да. Анализируется налоговая нагрузка организации в целом.
- Кстати, по зарплатам. На что все-таки ориентироваться организациям – на среднеотраслевые показатели или на региональный прожиточный минимум?
- Ориентироваться надо не на статистические данные, а исключительно на те деньги, которые реально выплачиваются работникам. Все мы живем в одном регионе, общаемся между собой. Поэтому все налоговики прекрасно знают, сколько получает продавец в дорогом бутике и на рынке, какова заработная плата парикмахера и т.д.
- Какие же рычаги воздействия вы используете, чтобы убедить предприятия, показывающие колоссальные убытки, начать показывать прибыль?
- Способ воздействия на налогоплательщика один - откровенный разговор и открытый диалог. Мы рассказываем представителям компании о том, что нам известно о фактах нарушения, о том, чем это грозит, и предлагаем (но не заставляем!) в добровольном порядке эти нарушения исправить.
Мы никогда не приглашаем на комиссию «случайного» налогоплательщика, в отношении деятельности которого не проведен тщательный предпроверочный анализ.
- Один из наиболее веских аргументов, которым оперируют налоговики в рамках «воспитательной» беседы – проведение выездной налоговой проверки налогоплательщика?
- Безусловно, и мы этого ни от кого не скрываем. Но если предприятие оказалось приглашенным на комиссию, это еще не означает, что уже завтра к нему придут с проверкой. Выездная налоговая проверка – это большой стресс для любой организации. Поэтому мы не спешим «сотрясать» спокойствие и нормальный режим работы налогоплательщиков.
Но, конечно, если налогоплательщик игнорирует наши приглашения прийти на комиссию, то рано или поздно мы придем к нему сами.
- Каков примерный процент предприятий, которым все-таки удается доказать на комиссии обоснованность своих убытков?
- Процентов 30-35. Кстати, мы всегда даем предприятию реальный срок, чтобы его руководство могло обсудить со своими акционерами сложившуюся ситуацию и представило нам план конкретных мероприятий по выходу из «убыточного» состояния.
- Правда ли, что, согласно дсп-документу ФНС РФ, налоговикам на местах предписано при отборе кандидатов на выездную налоговую проверку проводить также проверку их платежеспособности, чтобы минимизировать риск неполучения налоговых платежей?
- Налоговые инспекторы действительно предварительно должны посмотреть, сколько денег на расчетном счете компании, есть ли у нее убытки, нет ли кредиторской и дебиторской задолженности, есть ли долги по налогам и по зарплате. Но все эти действия налоговиков направлены вовсе не на то, чтобы обезопасить себя в плане неполучения налогов от организации. В действительности цель таких действий заключается совсем в другом.
Если предприятие на сегодняшний день только развивается - у него и обороты небольшие, и налоговые поступления незначительные. Кроме того, именно на начальном этапе работы налогоплательщики, как правило, допускают много ошибок. Воспользоваться этим моментом, прийти к такому налогоплательщику и доначислить ему налоги очень просто. Но зачастую одна такая (крайне результативная для нас!) проверка может оказаться последней для налогоплательщика, она его просто погубит. В том, чтобы потерять налогоплательщика, никто не заинтересован, в том числе и налоговые органы.
Поэтому сейчас вопрос стоит так: если проверять предприятие, то только те, которые работают давно, но при больших оборотах показывают убытки.
- Наш арбитражный суд буквально завален спорами по отказам организациям в вычете НДС из-за «неблагонадежности» контрагентов. И некоторые специалисты рекомендуют организациям проявлять должную осмотрительность в выборе контрагента так: запросить от его ИФНС подтверждение, что контрагент не вызывает никаких нареканий. Это действительно реально?
- Я так не думаю. Что может подтвердить налоговый орган? Что та или иная организация числится либо не числится в ЕГРЮЛ. Что же касается оценки конкретной организации как налогоплательщика, то, во-первых, это налоговая тайна. А во-вторых, ни одна налоговая инспекция не сможет дать заключение о том, что к организации нет никаких претензий уже хотя бы потому, что эти организация может иметь филиалы, расположенные в других регионах, к которым у налоговых органов претензии имеются. Так что давать налогоплательщику какую-либо характеристику налоговая служба не вправе, ее задача – проводить необходимый мониторинг и собирать налоги. Безапелляционно и окончательно подтвердить неблагонадежность налогоплательщика может только суд.
- Не секрет, что «пищу» для обсуждения профессиональным изданиям дают районные налоговые инспекции, в которых часто устанавливаются свои правила игры. Насколько трудно сделать их едиными?
- Налоговая инспекция не вправе устанавливать «своих» требований, все должно быть в рамках Налогового кодекса РФ.
- Конкретный пример: в одних инспекциях нотариального заверения подписей учредителей в протоколе о создании юрлица не требуется, в других, например, в инспекциях Железнодорожного и Советского районов оно нужно.
- Возможно, юристы организаций что-то недопоняли. Есть закон о государственной регистрации, и все налоговики обязаны ему следовать. Но в любом случае сигналы от налогоплательщиков о нарушении сотрудниками налоговых инспекций требований законодательства должны тщательно проверяться.
Похожая ситуация была с транспортным налогом. Когда мы активизировали мероприятия по выявлению должников-физлиц, многие граждане ссылались на то, что налоговые инспекции отказываются выдавать им требования об уплате налога. Я лично объехал несколько инспекций под видом простого налогоплательщика (благо, тогда еще не все рядовые сотрудники знали меня в лицо!) и убедился, что получить уведомление можно по первому требованию.
- Вам не кажется, что федеральные службы, налоговая в том числе, с каждым годом становятся все более закрытыми?
- Налоговые органы – это кладезь информации, поэтому любое активное участие в чем-либо может обернуться обвинением в аффилированности к конкретной организации.
- Согласна. Но активность в разъяснении своей позиции через СМИ – отличный способ, с одной стороны, воздействовать на налогоплательщиков, с другой стороны, соблюсти нейтралитет. А ведь этого не происходит.
- Средства массовой информации часто искажают смысл того, что было сказано. К сожалению. Поэтому мы вынуждены быть осторожными.
- Не так давно в Самаре прошел круглый стол с участием организаций, занимающихся торговлей алкоголем. Многие предприниматели из районов области жаловались на территориальную удаленность налоговых инспекций. Число инспекций не планируется увеличить?
- Нет. Это не повод открывать новые инспекции. Преодолеть территориальную удаленность можно простым и доступным способом – отчитываться через Интернет. Всю необходимую информацию тоже можно получать в системе «on-line». Конечно, если бухгалтер под видом похода в налоговую решает свои личные проблемы, она всеми силами будет противиться переходу на новую систему взаимодействия с налоговиками и убеждать руководителя, что делать этого не нужно.
- Как вы относитесь к такому мероприятию, как составление рейтинга налоговых инспекций, которое проводит журнал «Главбух»?
- Хорошо. Сама по себе идея ваших коллег не нова, это что-то вроде переходящего вымпела или знамени в советское время. Но как бы то ни было, получение отличительного знака подстегивает к совершенствованию. И налоговой службе обязательно нужна оценка ее работы бухгалтерами, своего рода «обратная связь».
- Насколько я знаю, когда вы были руководителем МИФНС в Санкт-Петербурге, ваша налоговая инспекция заняла одно из лидирующих мест в рейтинге. Самарские инспекции, особенно по итогам прошлогоднего опроса, этим похвастаться не может.
- Ну, да. Согласно опросу, ИФНС по Кировскому району оказалась на самом последнем месте по России. Но, на мой взгляд, здесь не все так однозначно. Например, бухгалтеры оценивают налоговую инспекцию в том числе с точки зрения того, насколько комфортные условия там созданы, сколько времени приходится стоять в очередях и т.д. Но, к сожалению, сделать здание более удобным налоговики инспекции не в состоянии при всем своем желании. Это вопрос взаимодействия с городскими властями.
- Оценка работы налоговиков складывается из многих факторов. И такие качества, как профессионализм, компетентность, вежливость, играют явно не последнюю роль.
- Безусловно. Думаю, что теперь нам будет легче решать подобные вопросы. В последнее время федеральное правительство действительно много делает для того, чтобы вернуть государственной службе ее былой статус. Так, сотрудникам налоговых органов существенно повышена заработная плата, действует социальный пакет. Стабильность и достойная заработная плата означает, что у нас появится возможность привлекать на работу более квалифицированных сотрудников, не будет того кадрового кризиса, который переживала налоговая служба последние несколько лет.
- И последний вопрос. Прошло уже достаточно времени, за которое у вас наверняка сформировалось мнение о самарском налогоплательщике. Каков он?
- Он точно такой же, как в Москве и Санкт-Петербурге. А вот наладить взаимодействие с местными властями у налоговой службы получается намного легче, чем в столичных городах. Здесь меньше политики, все работают. И правильно делают.
- Большое спасибо за сегодняшнюю встречу.