Инспекции уже давно пытаются заставить компании регистрироваться по реальному местонахождению. Теперь же по Налоговому кодексу разрешено отправлять корреспонденцию только по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Чем это грозит компаниям, у которых фактический адрес отличается от юридического?
Инспекторы не отправляют письма по фактическому адресу
В статье 31 Налогового кодекса РФ теперь прописано, что налоговики обязаны направлять всю корреспонденцию туда, где официально зарегистрирована компания.
Раньше налоговики были заинтересованы в том, чтобы владеть полной информацией об адресах компании. Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ, инспекторы обязаны надлежащим образом известить компанию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Арбитражные суды часто отменяли решения налогового органа, если уведомления отправляли только по юридическому адресу организации. Пример тому постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2011 г. № КА-А41/8973-11. Также судьи считали, что требование об уплате налога нужно направлять по всем известным адресам налогоплательщика.
Но теперь, когда в кодексе четко сказано о пересылке корреспонденции на официальный адрес, налоговикам нет смысла идти навстречу компаниям и отправлять письма по фактическому местонахождению.
Если до компаниис не будет доходить корреспонденция из ИФНС, ей придется платить штрафы. Например, инспекторы отправили требование представить документы в рамках проверки. По закону считается, что компания получила письмо через шесть рабочих дней после отправки. По истечении этого срока инспекция может оштрафовать за непредставление документов — по 200 рублей за каждый.
Не вовремя попавшая в компанию корреспонденция — не единственная проблема при несовпадении адресов. В законодательстве нет терминов «юридический» и «фактический» адрес. Есть только одно понятие «местонахождение постоянно действующего исполнительного органа». Поэтому руководство компании должно находиться по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. И инспекторы имеют право проверить, так ли это. Если по адресу, указанному при регистрации, не обнаружат компанию, то ее ждет штраф за недостоверные сведения до 5000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).
К документам на регистрацию нового адреса особые требования
Конечно, теперь самое безопасное — внести изменения в ЕГРЮЛ и зарегистрировать компанию по фактическому адресу. Для этого в ИФНС надо подать пакет документов (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Сначала необходимо заполнить заявление о регистрации изменений в учредительных документах по форме № 13001 (утв. приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@).
Важная деталь: наименования адресных объектов пишутся сокращенно. Например, г., ул., пр., д. Об этом сказано в приложении 2 к приказу № ММВ-7-6/25@. Неправильное написание адресных объектов может стать причиной отказа в госрегистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ.
Вместе с заявлением надо будет подать:
— новый устав или поправки к старому;
— решение собрания акционеров или единоличного участника;
— квитанцию об оплате госпошлины;
— копии договора покупки недвижимости или договора аренды, поскольку налоговики часто требуют подтвердить, что офис по юридическому адресу реально существует;
— гарантийное письмо от собственника.
Последний документ ИФНС обязательно запросит, если офис вы арендуете. Ведь даже Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 подтвердил: налоговики вправе отказывать в регистрации по адресу в арендованном помещении, если не будет письменного согласия владельца здания.
Кстати, в гарантийном письме адрес помещения должен быть такой же, как в договоре аренды. Например, если компания арендует комнату 3Б, то в письме нельзя написать офис 3Б — досадное несовпадение может стать причиной отказа в регистрации.
Но даже при всем комплекте документов инспекторы могут засомневаться в адресе и начать проверку на предмет массовости.
На сайте nalog.ru с помощью сервиса «Проверь себя и контрагента» можно найти адреса массовой регистрации, по которым не стоит арендовать помещения. Однако в массовости могут заподозрить даже безобидный бизнес-центр.
В этом случае регистрирующая инспекция посылает запрос в территориальную ИФНС с требованием проверить адрес и опросить собственника. И если по каким-то причинам собственника помещения инспекторам обнаружить не удалось, налоговики выносят решение об отказе в регистрации компании по данному адресу.
Поэтому, чтобы минимизировать риск отказа, стоит сразу отнести в территориальную налоговую второй экземпляр гарантийного письма. И написать в нем все контактные данные собственника помещения.
Почтово-секретарское обслуживание бессмысленно
К сожалению, не у всех есть возможность зарегистрировать компанию по фактическому адресу. Бывает, собственник помещения против регистрации или же организация хочет работать с конкретной налоговой инспекцией. Вочтово-секретарское обслуживание по юридическому адресу отныне не защитит компанию от двух серьезных проблем.
Во-первых, время доставки корреспонденции до компании все равно будет больше, чем при прямой пересылке. Ведь письмо сначала придет на юридический адрес, и нужен как минимум еще день, чтобы курьер передал его в компанию. А бывает, что при курьерской доставке письма сильно запаздывают или вовсе теряются. Во-вторых, и налоговики, и банкиры могут прийти по юридическому адресу, чтобы удостовериться в правильности сведений из ЕГРЮЛ.
Конечно, можно заказать еще одну услугу у владельца адреса — рабочее место и хранение организационно-правовых документов компании. Но это поможет, только если речь идет о совсем маленькой компании. Единственное рабочее место при больших оборотах и многочисленных сделках вызовет подозрения и скорее всего спровоцирует выездную проверку.
Еще по этой теме: Что надо сделать, если компания меняет адрес регистрации