На актуальные вопросы применения упрощенки отвечает Олег Бубнов, начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Курганской области.
Позволяет ли учитывать расходы на услуги связи УСН
— У нас объект «доходы минус расходы». Пользуемся услугами курьерской службы по доставке актов, договоров и иных документов нашим контрагентам. С курьерской организацией у нас заключен договор. Также у этой компании есть лицензия на оказание услуг связи. Вправе ли мы признать оплату за услуги в расходах?
— Да, вправе. По Общероссийскому классификатору (утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.07 № 329-ст. — Примеч. ред.) курьерская деятельность — это услуги связи. УСН такие расходы позволяет учесть (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. — Примеч. ред.).
— Некоторые поставщики выставляют нам документы почтой. Недавно они стали брать плату за пересылку первички. Сумму они выставляют в счете на оплату. Например, отправка бухгалтерских документов по почте — 30 рублей. Вправе ли мы учесть эти расходы?
— Нет, эти затраты необоснованны. Передача документов — это обязанность поставщика, и он не вправе брать плату за их пересылку почтой. Поэтому стоит написать письмо поставщику о том, что вы не будете оплачивать его счета.
Является ли уплаченный аванс расходом на упрощенке
— В декабре перечислили аванс исполнителю по договору на ремонт помещения. Исполнитель завершил работу только в феврале следующего года. Вправе ли мы признать расходы в декабре?
— Нет, не вправе. Оплатой считается прекращение обязательства покупателя перед продавцом (п. 2 ст. 346.17 НК РФ. — Примеч. ред.). Если работы или услуги еще не выполнены, то обязательство по их оплате не возникло. Поэтому учесть стоимость оплаченного ремонта можно только после окончания работ. То есть в первом квартале (письмо Минфина России от 30.03.12 № 03-11-06/2/49. — Примеч. ред.).
— А какой документ надо привести в книге учета как основание для признания расходов — платежку или акт выполненных работ?
— Оба документа. В графе 2 раздела I книги надо записать дату и номер первичного документа, на основании которого компания регистрирует операцию (п. 2.2 приложения 2 к приказу Минфина России от 22.10.12 № 135н. — Примеч. ред.) В вашем случае вы регистрируете операцию на основании поручения, подтверждающего предоплату, а также акта, подтверждающего завершение работ по ремонту.
Важно!
На упрощенке есть возможность списать предоплату подрядчику, не дожидаясь выполнения работ. Задолженность по авансу можно назвать обязательством заказчика. Значит, погасив долг, компания на упрощенке выполнила требования пункта 2 статьи 346.17 НК РФ. И может признать расходы. Правда, инспекторы с этим спорят и доказать свою позицию компаниям удается только в суде. В Уральском округе практика не сложилась, но в других регионах судьи на стороне компаний (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.13 № А57-4079/2013).
Можно ли учесть минимальный налог через год после его уплаты
— В 2013 году мы получили убыток. Заплатили минимальный налог. В 2014 году по декларации получилась небольшая прибыль, но, чтобы не было убытка, решили не уменьшать доход на сумму минимального налога. Вправе ли мы уменьшить доход на минимальный налог в 2015 году?
— Да, вправе. Кодекс разрешает перенести на будущие периоды разницу между минимальным и обычным налогом по упрощенке (п. 6 ст. 346.18 НК РФ. — Примеч. ред.). Но уменьшить доходы на минимальный налог компания вправе только по окончании года, а не квартала (письмо Минфина России от 15.06.10 № 03-11-06/2/92. — Примеч. ред.)
— А какие документы надо хранить, чтобы подтвердить перенос суммы налога?
— В кодексе прямо об этом не сказано. Но я считаю, что перенос минимального налога необходимо подтвердить теми же документами, которые подтверждают сумму убытка. То есть первичкой о доходах и расходах. Компания считает минимальный налог как 1 процент от доходов. Но платит эту сумму именно в связи с тем, что она меньше, чем обычный налог с разницы между доходами и расходами. А значит, надо подтвердить общий финансовый результат компании.
Когда отражать доходы при торговле через посредника
— У нас объект «доходы минус расходы». Продаем товары через комиссионера. Он нам предоставляет каждый месяц отчеты и, после того как мы подпишем документ, высылает нам деньги на расчетный счет. Но, как правило, на счет посредника приходит одна сумма, а нам он перечисляет другую за минусом своего вознаграждения. Какую из них учесть в доходах?
— Надо учесть всю сумму, которая поступила на счет посредника. А вознаграждение посреднику вы вправе учесть в расходах (письмо Минфина России от 21.01.13 № 03-11-06/2/06. — Примеч. ред.).
— А на какую дату признавать доходы — когда деньги поступили от покупателей на счет комиссионера или когда он перевел выручку на наш счет?
— На дату, когда покупатели оплатили товар. То есть когда деньги получил посредник на свой счет или в кассу. Эту дату можно определить на основании отчета комиссионера. Когда он перевел деньги на ваш счет, для учета доходов не важно. Так же считают и специалисты ФНС в письме от 06.02.12 № ЕД-4-3/1823@.
Важно!
До поступления выручки у комитента нет оснований учитывать доходы, даже если комиссионер продал товар и получил деньги. А значит, доходы надо признать, только когда посредник перечислит деньги. Так же считают и специалисты Минфина (письмо от 02.08.11 № 03-11-11/202). Правда, налоговики часто придерживаются другой точки зрения и компании доказывают в суде, что правильно рассчитали налог. В вашем регионе практика не сложилась, но в других округах судьи поддерживают компании (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.13 № А33-14140/2012).
- Статьи по теме:
- Сколько дней отдыха положено донору за сдачу крови и как оплатить
- Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня в 2024 году: последние изменения
- Подарки в 6-НДФЛ: как отражать в 2024 году
- Коэффициенты ликвидности: текущей, общей, срочной
- Учредитель передает личное имущество в собственность организации: кому как выгоднее