Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) и условия их применения установлены в статьях 72—77 НК РФ. Так, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться залогом имущества, поручительством, взысканием пеней, приостановлением операций по счетам в банках и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Поручительство является наиболее доступным из названных способов. Ведь эта обеспечительная мера не ограничивает право собственности налогоплательщика на его денежные средства и иное имущество. Вместе с тем при поручительстве к налогоплательщику и поручителю предъявляются определенные требования. Кроме того, у поручителя возникают обязанности, а при их выполнении появляются права требования к налогоплательщику.
Особенности правового регулирования поручительства
Поручитель и налогоплательщик отвечают за неисполнение обязательства солидарно. К правоотношениям, возникающим при использовании поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства. Но только в тех случаях, когда иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Суть налогового поручительства состоит в следующем. Поручитель обязуется перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов. Конечно, если последний в установленный срок не уплатит причитающиеся суммы налога и соответствующие пени (п. 2 ст. 74 НК РФ). Поручителями вправе выступать юридические или физические лица.
Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем в соответствии с гражданским законодательством. Договор поручительства должен быть заключен в письменной форме. При несоблюдении письменной формы он является недействительным.
Согласно статье 361 ГК РФ поручитель должен отвечать за исполнение обязательства полностью или в его части. То есть по одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Когда возможно использование поручительства
Обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством при изменении сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. Основание — пункт 1 статьи 74 НК РФ. В законодательстве говорится о двух таких случаях. Во-первых, это замена на поручительство третьего лица обеспечительных мер, предусмотренных в пункте 10 статьи 101 НК РФ (принятых для обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). Такая замена осуществляется налоговым органом по просьбе налогоплательщика.
Во-вторых, поручительство является необходимым условием для освобождения от уплаты акциза при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы РФ либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону. При этом поручителем вправе выступать только банк (ст. 184 НК РФ). Альтернативой поручительству в данном случае является банковская гарантия.
Поручительство при изменении срока уплаты налога
Поручитель и налогоплательщик отвечают за неисполнение обязательства солидарно. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита и может производиться под залог имущества (ст. 73 НК РФ) либо при наличии поручительства (ст. 74 НК РФ). Единственное исключение предусмотрено в статье 64.1 НК РФ, согласно которой отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ может предоставляться без способов ее обеспечения.
Наличие оснований, препятствующих изменению срока уплаты налога и сбора, соответственно препятствует применению поручительства. Согласно ограничениям, установленным в пункте 1 статьи 62 НК РФ, срок уп латы налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.
При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога хотя бы одного из названных обстоятельств такое решение не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику по следующим основаниям (п. 1 ст. 67 НК РФ):
- проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
- осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, новых видов сырья или материалов;
- выполнение организацией особо важного заказа по социально-эко но ми-ческому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
- выполнение организацией государственного оборонного заказа.
Основаниями для предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога являются (п. 2 ст. 64 НК РФ):
- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
- угроза банкротства в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
- наличие условий для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом;
- производство и (или) реализация им товаров, работ или услуг носят сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382;
- имущественное положение физического лица, исключающее возможность единовременной уплаты налога.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части. При этом на неуплаченную сумму налога начисляются проценты, за исключением случаев, когда отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена в связи с причинением ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Кстати
Уплата госпошлины с отсрочкой или рассрочкой
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса. В статье 333.41 НК РФ в качестве особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины предусмотрено, что на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются
Оформление договора поручительства для получения отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
Договор поручительства в соответствии со статьей 74 НК РФ оформляется между налоговым органом и поручителем. Со стороны налогового органа договор подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа.
Для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в управление ФНС России по соответствующему субъекту РФ. Рекомендуемые формы заявлений приведены в приложениях № 3 и 4 к Порядку организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденному приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@.
Образцы заявлений налогоплательщика и поручителя представлены ниже (заполняются на фирменных бланках заявителей).
При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы анализируют финансовое состояние поручителя, проверяют отсутствие у него задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам, сборам, пеням и штрафам, задолженности по платежам во внебюджетные фонды, а также его платежеспособность.
О принятом решении налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в соответствующий налоговый орган. При положительном решении договор подписывается в пятидневный срок.
Основаниями для отказа в заключении договора поручительства могут являться такие причины, как наличие у поручителя задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, платежам во внебюджетные фонды, имеющиеся у налогового органа достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также выявленная налоговым органом недобросовестность налогоплательщика или поручителя.
Обратите внимание
Обстоятельства, подтверждающие возможное уклонение от уплаты налогов
Налоговый орган руководствуется следующими основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения:
- наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества (в том числе ценных бумаг), денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
- наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;
- размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пеней), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;
- получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации (в том числе путем внесения имущества организации в уставный капитал других организаций) или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;
- систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других лиц;
- иные обстоятельства и сведения, в том числе неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, несовпадение местонахождения налогоплательщика с адресом, указанным в его учредительных документах, непредставление в налоговые органы необходимых для расчета налогов документов в течении двух и более отчетных периодов, если при этом невозможно найти руководство налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу.
Заявление налогоплательщика на заключение договора поручительства
Заявление поручителя на заключение договора поручительства
Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов
При неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обеспеченного поручительством налогового обязательства поручитель и налогоплательщик несут перед налоговым органом солидарную ответственность. Об этом говорится в пункте 3 статьи 74 НК РФ.
Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке (п. 3 ст. 74 НК РФ). По общему правилу поручитель отвечает перед налоговым органом в том же объеме, что и налогоплательщик, включая уплату налога (сбора), процентов, пеней, возмещение судебных издержек по взысканию долга, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства налогоплательщиком. Кроме того, поручитель вправе выдвигать против требования налогового органа возражения, которые мог бы представить налогоплательщик. Причем поручитель не теряет права на эти возражения даже в том случае, если налогоплательщик от них отказался или признал свой долг. Однако договором поручительства может быть предусмотрен иной порядок.
После исполнения поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
После исполнения поручителем обязательства налоговый орган (кредитор) обязан передать ему документы, удостоверяющие требование к должнику.
Прекращение договора поручительства
Исполнив обязательство, обеспеченное поручительством, налогоплательщик обязан немедленно сообщить об этом поручителю. Предположим, он не известил поручителя об исполнении своих обязательств и поручитель в свою очередь также исполнил обязательство налогоплательщика. В этом случае поручитель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога (сбора), пеней либо предъявить регрессное требование к налогоплательщику.
Поручительство прекращается в случае:
- прекращения обеспеченного им налогового обязательства;
- изменения этого обязательства, в результате чего для поручителя без его согласия увеличивается ответственность или наступают иные неблагоприятные последствия;
- истечения срока, на который оно дано (указан в договоре поручительства).