В «Российской газете» в конце июля были опубликованы три федеральных закона: от 17.07.2009 № 161-ФЗ (далее — Закон № 161-ФЗ), от 19.07.2009 № 202-ФЗ (далее — Закон № 202-ФЗ) и от 24.07.2009 № 213-ФЗ, которые изменяют правила налогового учета некоторых видов расходов. Отдельные новые положения начнут действовать с 1 января 2010 года, но некоторые поправки, устраняющие неточности в ранее введенных нормах, применяются с 1 августа текущего года, а есть и такие нововведения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 2006 года. Рассмотрим изменения в налогообложении прибыли подробнее.
Уточнен порядок определения предельной величины процентов по долговым обязательствам
Напомним, что Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее — Закон № 224-ФЗ) с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года были установлены новые размеры предельной величины процентов по долговым обязательствам, учитываемым для целей налогообложения прибыли. Так, согласно статье 8 Закона № 224-ФЗ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях, а по долговым обязательствам в иностранной валюте — 22%.
Законом № 202-ФЗ, вступившим в силу с 22 июля 2009 года, указанные нормы были уточнены. Во-первых, устранена неточность, вызывавшая вопросы у налогоплательщиков. Дело в том, что в норме, введенной статьей 8 Закона № 224-ФЗ, для налогоплательщика отсутствовала возможность самостоятельного выбора метода учета в целях налогообложения прибыли процентов по долговым обязательствам. Хотя Минфин России неоднократно разъяснял, что, по его мнению, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), может приниматься равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22% — по долговым обязательствам в иностранной валюте как при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, так и при наличии указанных долговых обязательств перед российскими организациями, то есть по выбору налогоплательщика (см. письма от 02.07.2009 № 03-03-06/2/129 и от 22.06.2009 № 03-03-06/2/124).
Благодаря уточнениям, внесенным Законом № 202-ФЗ, налогоплательщик начиная с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года вправе выбирать метод налогового учета процентов по долговым обязательствам.
Во-вторых, в период с 1 августа по 31 декабря 2009 года применяется новая предельная величина процентов, признаваемых в расходах в налоговом учете. При оформлении долгового обязательства в рублях она равна ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в два раза, а по долговым обязательствам в иностранной валюте предельная величина процентов не изменилась и по-прежнему составляет 22%.
Отметим, что организация определяет предельную величину процентов, учитываемых в расходах, на момент их признания, то есть на конец отчетного периода (п. 8 ст. 272 НК РФ). Поэтому новая предельная величина может применяться к суммам процентов, признаваемых в составе расходов, независимо от того, когда было оформлено долговое обязательство.
Напомним порядок признания процентов. Он был разъяснен, в частности, в письме Минфина России от 21.05.2009 № 03-03-05/91 и доведен до налоговых органов письмом ФНС России от 10.06.2009 № ШС-17-3/110.
В соответствии с пунктом 8 статьи 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец соответствующего отчетного периода.
В пункте 2 статьи 285 НК РФ предусмотрено, что отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Таким образом, сумма расходов в виде начисленных по долговому обязательству процентов признается для целей налогообложения прибыли на дату окончания соответствующего отчетного периода. По долговым обязательствам в рублях, по которым не установлена фиксированная процентная ставка, в качестве показателя для определения предельного размера процентов применяется ставка рефинансирования, действующая на конец соответствующего отчетного периода (при отсутствии сопоставимых долговых обязательств или по выбору самого налогоплательщика). Основание — пункт 1 статьи 269 НК РФ. Расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком сверх сумм, признаваемых расходами в налоговом учете в соответствии со статьей 269 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (п. 8 ст. 270 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 328 НК РФ сумма расходов в виде процентов, причитающихся к уплате, подлежит отражению в аналитическом учете на конец каждого месяца. Причем налогоплательщик должен организовать аналитический учет указанных данных таким образом, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 314 НК РФ).
Следовательно, для тех налогоплательщиков, у которых отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, по долговым обязательствам с нефиксированной процентной ставкой в аналитическом учете ежемесячно отражается сумма расхода в виде процентов, подлежащих выплате (фактически начисленных к выплате). При этом определение предельного размера и признание расхода в виде процентов в налоговом учете осуществляется на конец соответствующего отчетного периода.
Итак, при определении предельного размера расходов в виде процентов, начисленных, в частности, за III квартал 2008 года, применяется норматив признания расходов в виде процентов, действовавший на конец третьего отчетного периода (9 месяцев 2008 года), — ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,5 раза, по долговым обязательствам, оформленным в рублях (22% — по долговым обязательствам в иностранной валюте).
В аналогичном порядке если у налогоплательщика отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, то за III квартал 2009 года он может применить норматив предельных процентов, равный увеличенной в два раза ставке рефинансирования Банка России, которая будет действовать на 30 сентября 2009 года.
Пример
000 «Альфа» 1 ноября 2007 года получило в банке кредит в размере 1 000 000 руб. под 16% годовых со сроком погашения 31 октября 2009 года. На момент выдачи кредита действовала ставка рефинансирования Банка России 10%. Кредитным договором не предусмотрена возможность для банка изменять процентную ставку. Значит, в период действия договора используется ставка рефинансирования, действовавшая на дату привлечения кредитных средств (10%). Согласно договору ООО «Альфа» проценты по кредиту уплачивает ежемесячно. У организации отсутствуют иные долговые обязательства, выданные на сопоставимых условиях.
Таким образом, ООО «Альфа» вправе ежемесячно рассчитывать предельную величину процентов за пользование кредитом, учитываемых в составе расходов в целях налогообложения прибыли, исходя из ставки:
- 11% (10% х 1,1) — в период с ноября 2007 года по август 2008 года;
- 15% (10% х 1, 5) — в период с сентября 2008 года по июль 2009 года;
- 20% (10% х 2) — в период с августа по октябрь 2009 года. Причем если сумма процентов, фактически уплаченная банку, окажется меньше, чем рассчитанная предельная величина процентов, то в налоговой базе по налогу на прибыль организация может учесть именно сумму процентов, фактически уплаченную на конец соответствующего отчетного периода.
Информация о том, как менялась в 2009 году ставка рефинансирования, установленная Банком России, приведена в таблице.
Таблица. Значения ставки рефинансирования, действующей в 2009 году
Значение | Период действия | Указание Банка России |
13% | С 1 декабря 2008 года по 23 апреля 2009 года | От 28.11.2008 № 2135-У |
12,5% | С 24 апреля по 13 мая 2009 года | От 23.04.2009 № 2222-У |
12% | С 14 мая по 4 июня 2009 года | От 13.05.2009 № 2230-У |
11,5% | С 5 июня по 12 июля 2009 года | От 04.06.2009 № 2247-У |
11% | С 13 июля по 9 августа 2009 года | От 10.07.2009 № 2259-У |
10,75% | С 10 августа 2009 года | От 07.08.2009 № 2270-У |
Еще одно изменение, введенное Законом № 202-ФЗ, касается банковской деятельности. Так, пункт 1 статьи 263 дополнен подпунктом 9.1. Согласно новой норме с 1 января 2010 года при исчислении налога на прибыль будут учитываться расходы по добровольному страхованию имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций с использованием поддельных, утерянных или украденных у держателей банковских карт, списания денежных средств на основании подделанных слипов или квитанций электронного терминала, подтверждающих проведение операций держателем банковской карты, проведения иных незаконных операций с банковскими картами.
Поправки, связанные с отменой ЕСН
С 2010 года вместо единого социального налога с фонда оплаты труда будут начисляться страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Основание — Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В связи с этим Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ внесены отдельные изменения в главу 25 НК РФ, также вступающие в силу с 1 января 2010 года.
С будущего года для целей налогообложения прибыли работодатели не смогут признавать в качестве расходов доплату сотруднику до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности — отменяется пункт 15 статьи 255 НК РФ.
Обратите внимание: на практике данную норму фактически нельзя было использовать, поскольку обязанность работодателя осуществлять указанную доплату действующим законодательством не предусмотрена. Аналогичный вывод можно сделать на основании постановления Президиума ВАС РФ от 03.07.2007 № 1441/07, в котором отмечено, что данная норма могла применяться до 1 января 2005 года к случаям оплаты пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ведь в статье 24 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» было предусмотрено, что в случае временной нетрудоспособности указанным лицам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (он известен как закон о монетизации льгот) существовавшая ранее обязанность работодателей выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки с 1 января 2005 года из Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 была исключена.
Таким образом, с указанной даты организации лишились возможности в налоговом учете списывать доплату до фактического заработка, превышающую максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, в расходы на оплату труда в соответствии с пунктом 15 статьи 255 Н РФ.
С 2010 года согласно новой редакции абзаца 9 пункта 16 статьи 255 НК РФ в целях налогообложения будут учитываться не только взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников (как сейчас), но также и расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ.
Причем общий норматив для признания указанных расходов (взносов по договорам страхования и непосредственной оплаты услуг медицинским учреждениям) остался прежним — не более 6% от суммы расходов на оплату труда.
В связи с отменой с 2010 года главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ пункт 6 статьи 259 НК РФ будет действовать в новой редакции. Сейчас в этом пункте указано, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный данной статьей порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). А с 2010 года будет приведено и определение таких организаций. Так, организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ (баз данных).
Кроме того, требования к указанным организациям, ранее предусмотренные в главе 24 НК РФ, с 2010 года перенесены также в пункт 6 статьи 259 НК РФ. Итак, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, вправе единовременно признавать в расходах затраты на приобретение электронно-вычислительной техники, если:
- организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ;
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период (в том числе от иностранных лиц не менее 70%);
- среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
При определении доли доходов, полученных от покупателей — иностранных лиц, учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория РФ. При этом место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные указанным пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей — иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, а также российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
Изменена редакция пункта 1 статьи 318 НК РФ — из абзаца 7 слова «суммы единого социального налога» исключены. С 2010 года кроме расходов на обязательное пенсионное страхование, идущих на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, к прямым расходам можно будет относить расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Аналогичные изменения внесены в абзац 2 пункта 1, абзац 3 пункта 3 и абзац 1 пункта 4 статьи 324.1 НК РФ. В ней предусмотрен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
Предоставление эфирного времени и печатной площади накануне выборов освобождено от налогообложения
Законом № 161-ФЗ, вступившим в силу с 1 августа 2009 года, внесены поправки, касающиеся законодательства о выборах и референдумах. Так, стоимость эфирного времени и (или) печатной площади, безвозмездно полученных налогоплательщиками в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, при исчислении налога на прибыль в доходах не учитывается. Это следует из новой редакции подпункта 40 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Одновременно пункт 1 статьи 264 НК РФ дополнен подпунктом 48.3, который позволит учитывать расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным предоставлением эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах.
Изменения затронули и пункт 16 статьи 270 НК РФ. В нем уточнено, что нельзя уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
Обратите внимание: действие поправок, внесенных Законом № 161-ФЗ в статьи 251, 264 и 270 НК РФ, распространяется на правоотношения по оказанию услуг по предоставлению бесплатного эфирного времени и (или) бесплатной печатной площади, возникшие в период с 1 января 2006 года до дня вступления в силу Закона № 161-ФЗ (до 1 августа 2009 года), в случаях, предусмотренных:
- в пункте 18 статьи 20, пунктах 1 и 11 статьи 50, а также в статьях 51 и 52 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
- в пункте 10 статьи 12, пунктах 2 и 3 статьи 17, пунктах 1 и 13 статьи 51, статьях 52 и 53 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
- в части 3 статьи 23, частях 2 и 3 статьи 52, частях 1 и 15 статьи 57, статьях 58 и 59 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
Кроме того, указанные изменения в главу 25 НК РФ вступают в силу с 1 августа текущего года и распространяются на отношения по предоставлению бесплатного эфирного времени и печатных площадей, возникшие с 1 января 2006 года, только если их стоимость не была фактически возмещена до 1 августа 2009 года.
Вот мы и рассмотрели изменения в налогообложении прибыли.