Одно из принципиальных новшеств Уголовно-процессуального кодекса — поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях с 2012 года служат только материалы, направленные налоговыми органами (ст. 140 УПК РФ). И здесь нужно учитывать такой важный момент.
Теперь, кроме того что законом сужается круг субъектов, уполномоченных представлять документы для возбуждения уголовных дел, также сокращается период, за который могут привлечь к уголовной ответственности. Ведь срок давности по экономическим преступлениям составляет 10 лет, а период, который вправе охватить проверкой налоговые органы, — три года.
Значит, уголовные дела по налоговым преступлениям могут возбуждать на основании материалов, охватывающих лишь три года. Это подтвердила в ходе обсуждения и замначальника Контрольного управления ФНС России С.А. Лисименко. Так что срок для возбуждения уголовных дел сократили.
Полицейских проверок стало меньше
Примечательно, что еще до вступления в силу указанной поправки в УПК РФ претерпел изменения приказ МВД и ФНС России от 30.06.09 № 495/ММ-7-2-347 .?Он регулирует взаимодействие полиции и ФНС по выявлению и пресечению налоговых правонарушений.
В этой связи некоторые юридические компании (например, «Пепеляев Групп») констатируют заметное снижение с декабря числа незаконных проверок правоохранительных органов, а с ним — и количества обращений клиентов на неправомерные действия правоохранительных органов.
Другие юристы отмечают, что число незаконных проверок правоохранительных органов сократилось, однако нарушений во время их проведения меньше не стало. По мнению юриста адвокатского бюро «Князев и партнеры» М.В. Барабановой, причиной тому — отсутствие четкой регламентации контрольных мероприятий, проводимых полицией, в том числе таких как обследование или посещение.
Новая форма полицейского контроля — посещение
Федеральный закон от 07.02.11 № 3-ФЗ предоставил представителям полиции право посещать кого-либо в связи с расследуемыми уголовными и административными делами, знакомиться с документами и материалами. Однако законом не определено, что нужно понимать под посещением и как его отличить от обыска. Вместе с тем поводом для посещения может стать любое заявление или сообщение о преступлениях, в том числе анонимное.
По словам адвокатов, основное отличие в том, что при простом посещении полиция не вправе взломать дверь, тогда как при санкционированном обыске подобное допускается.
Каждая 13-я выездная налоговая проверка проходит с полицейскими
Таковы статистические данные налоговой службы, которые сообщила заместитель начальника Контрольного управления ФНС России С.А. Лисименко. Но поскольку Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333) была разработана в 2007 году и с тех пор не менялась, каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить собственные риски.