Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Общие нормы о штатном расписании
Составляем штатное расписание. Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо разъяснений о том, что такое штатное расписание и в каком порядке оно утверждается. Есть лишь упоминание, что в нем предусматриваются должности, существующие в организации.
Некоторые общие правила есть в постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, которым и утверждена форма № Т-3 «Штатное расписание». Там сказано, что штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (Положением). Оно содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Кроме того, отмечено, что штатное расписание утверждается и изменяется на основании приказа руководителя или уполномоченного им на это лица. По общему правилу не предусмотрено, что рассматриваемый локальный акт должен быть согласован с кем-то еще (например, с учредителем или с руководителем профсоюза).
Указанные нормы являются общими. Но для образовательных бюджетных учреждений предусмотрены особенности.
Штатное расписание в образовательном учреждении
Составляем штатное расписание. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения – штатного расписания.
Однако до сих пор встречаются случаи, когда штатные расписания муниципальных образовательных учреждений утверждаются не руководителями этих учреждений, а начальниками соответствующих районных или городских отделов образования. Данная практика противоречит как вышеуказанному постановлению № 1, так и Закону № 3266-1. Некоторые отделы образования выходят из этой ситуации оригинальным способом – издают распоряжения, чтобы штатное расписание утверждали руководители образовательного учреждения и согласовывали с начальником отдела образования, хотя законодательство этого и не требует.
Несмотря на то что утверждение и изменение штатного расписания относится к компетенции самого образовательного учреждения, нельзя говорить о том, что оно вправе вводить какие угодно должности.
Какие ограничения нужно соблюдать
Итак, учитывать необходимо следующие моменты.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ в высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Таким образом, данные должности обязательно должны присутствовать в штатном расписании вуза.
2. Федеральные образовательные учреждения при формулировке наименований должностей в штатном расписании должны руководствоваться также Перечнем должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности «образование», для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ. Он утвержден приказом Минобрнауки России от 31 октября 2008 г. № 334. Аналогичный перечень утвержден и для учреждений, подведомственных Минобрнауки России (приказ от 18 августа 2008 г. № 239). При этом важно отметить, что перечень содержит далеко не все должности, которые могут существовать в учреждении, он используется лишь для определения размера оклада руководителя.
3. Должности педагогических работников необходимо указывать в соответствии с типовым положением о данном виде учреждения, а также с уставом.
4. В тех учреждениях, где для оплаты труда применяется Единая тарифная сетка, наименование должности в штатном расписании нужно указывать в точном соответствии с постановлением Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 33.
5. Региональным законодательством могут предусматриваться свои особенности в отношении штатных расписаний образовательных учреждений. Их также следует учитывать.
При разработке штатного расписания нужно помнить и об объеме бюджетного финансирования.
Делаем выводы
В остальном образовательное бюджетное учреждение свободно в определении структуры своего штата. Типовые штаты и штатные нормативы, которые ранее были утверждены, в настоящее время не являются обязательными и могут использоваться лишь в качестве примерных. На это обратили внимание чиновники Минобразования России и ЦК Профсоюза работников образования в совместном письме от 22 апреля 1997 г. № 23, 146.
Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий можно в штатном расписании заменить две должности на одну, но более востребованную. Для этого необходимо оформить в письменном виде изменения в штатном расписании (или штатное расписание в новой редакции) и утвердить его приказом руководителя.