Сайт журнала «Учет в учреждении» |
Правила учета активов, содержащих драгметаллы
Актив содержит драгметаллы. Согласно действующим нормам, бухгалтер должен организовать учет драгметаллов как входящих в состав основных средств, покупных комплектующих деталей, оборудования, материалов, так и содержащихся в ломе и отходах драгоценных металлов. Напомним, что при приемке основного средства к учету оформляют соответствующий Акт о приеме передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001). В третьем разделе этого документа указываются наименование и масса драгоценных металлов и камней, содержащихся в объекте учета. Данные вносят согласно технической документации (паспорту, формуляру, руководству по эксплуатации, справочнику).
Однако о содержании драгметаллов в активе не всегда известно. Допустим, учреждение приобрело основное средство, в состав которого входят драгоценные металлы. При этом техническая документация на оборудование отсутствует либо в ней нет необходимых данных о наличии драгметаллов и их массе. У учреждения есть два выхода:
– запросить сведения у изготовителя или разработчика оборудования;
– создать специальную комиссию, которая на основе аналогичных моделей и собственных расчетов определит, какие и в каком количестве драгоценные металлы содержатся в данном активе.
В такой ситуации в третьем разделе акта (ф. 0306001) делается следующая запись: «В данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после его списания и утилизации» (п. 6.3 Инструкции № 68н).
Особенности списания актива с учета
Списание объектов основных средств оформляется актом (ф. 0306003). При наличии драгметаллов эти активы подлежат монтажу с целью изъятия деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы. Причем указанные работы могут быть выполнены как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций. По окончании работ составляют акт ликвидации, в котором указывается отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам. На основании этих актов соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе в чистоте содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам.
Какими нормативными актами руководствоваться
Драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: палладий, иридий, родий, рутений и осмий. Они могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в ломе и отходах. Порядок обращения драгоценных металлов урегулирован Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В соответствии с ним Правительство РФ в постановлении от 28 сентября 2000 г. № 731 утвердило Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности. Порядок учета и хранения драгоценных металлов утвержден приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н. На основании указанных документов учреждение обязано организовать учет драгметаллов как содержащихся в объектах основных средств, так и в деталях, полученных в результате их демонтажа.
Собранные детали, содержащие драгоценные металлы, как правило, передаются на аффинажный завод (либо продаются организации, имеющей специальную лицензию, для последующей передачи на аффинаж). Порядок переработки лома и отходов драгметаллов и оплаты проведенных работ и оказанных услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком. Кто будет выступать в качестве переработчика (аффинажная организация или другая организация, имеющая соответствующую лицензию), учреждение определяет самостоятельно либо по согласованию с главным распорядителем.
При сдаче активов (лома, отходов) в специализированную фирму составляется акт, где указывается лигатурный вес драгметаллов. В случае возникновения разногласий при приемке по содержанию драгметаллов, как правило, специалисты аффинажного завода извещают заказчика и проводят входной контроль с привлечением лаборатории, аккредитованной в системе Госстандарта России. Этот момент немаловажен. Ведь, как показывает практика, споры, связанные с разногласиями по содержанию количества драгметалла в ломе, не редкость. Как правило, суды внимательно изучают документы и обращают внимание на акты входного контроля. Их данные имеют при вынесении решения немалый вес (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 января 2010 г. № КГ-А40/14396-09). Поэтому рекомендуем при возникновении спорной ситуации организовать возможность присутствия представителя учреждения в проведении входного контроля и оформлении соответствующего акта.
После извлечения ценностей из изделий перерабатывающая организация выдает учреждению паспорт, отражающий фактическое количество драгоценных металлов, содержащихся в активах. Далее показатели паспорта и учетные данные сопоставляются, выясняются причины и при необходимости вносятся корректировочные записи.
Проводки в рассматриваемом случае выглядят так:
Ответственность за нарушение учета
Актив содержит драгметаллы. За невыполнение правил учета и хранения драгоценных металлов предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц (ст. 19.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, в ряде случаев нарушителей могут привлечь к уголовной ответственности по статье 192 Уголовного кодекса РФ.
Соблюдайте нормы закона о госзакупках
Договор между бюджетным учреждением и перерабатывающей организацией заключается в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».