Мы обобщили свежую арбитражную практику Московского округа, связанную со спорами по прямым расходам. Как правило, судьи поддерживают налогоплательщиков.
Компания самостоятельно определяет для себя, какие расходы являются у нее прямыми. Это необходимо закрепить в учетной политике. В ней также стоит определить порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства. Поскольку право прописывать порядок учета затрат дано на откуп компаниям, налоговики часто не соглашаются со списком расходов и методиками их распределения. Из-за этого возникают споры при проверках, разрешать которые приходится в судах. Так, например, компании пришлось доказывать налоговикам, что в налоговом учете прямые расходы должны распределяться ежемесячно и что нельзя остатки незавершенного производства по данным бухгалтерского учета использовать для распределения прямых расходов в налоговом учете. Часто возникают споры, связанные с моментом признания затрат.
Каким может быть учет прямых расходов по мнению московских судей
Претензии налоговиков к прямым расходам | Решение московских судей | Комментарий «УНП» |
Компания в налоговом учете распределяла прямые расходы на остатки незавершенного производства ежемесячно. Налоговики посчитали, что это необходимо делать раз в квартал, и доначислили налог на прибыль | В НК РФ предусмотрено, что сумму остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включают в прямые расходы следующего месяца. Их суммирование поквартально противоречит статье 319 НК РФ (постановление* от 05.11.09 № КА-А41/11614-09) | В бухгалтерском учете сумму незавершенного производства также определяют на конец месяца. Инструкцией к Плану счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) установлено, что финансовый результат определяется ежемесячно |
Налоговики сравнили сумму остатков незавершенного производства в налоговом учете с суммой остатков незавершенного производства, которые были выявлены в результате инвентаризации. На основании расхождений инспекторы посчитали, что компания завысила сумму прямых расходов | Налоговики необоснованно сравнивали остатки незавершенного производства по данным налогового учета с актом инвентаризации, составленным по данным бухгалтерского учета. Применение данных бухгалтерского учета для оценки незавершенного производства в налоговом учете в НК РФ не предусмотрено (постановление от 06.04.09 № КА-А40/2383-09) | Компании проводят инвентаризацию для обеспечения достоверности данных бухучета и бухгалтерской отчетности (п. 26 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). При этом формирование себестоимости продукции или работ в бухгалтерском учете может отличаться от налогового, например, из-за разных методов начисления амортизации |
Компания, которая оказывала услуги, включала при исчислении налога на прибыль расходы на дату подписания акта сдачи-приемки. Налоговики посчитали, что она должна была это делать на дату расторжения договора или на дату прекращения договора исполнением. Поэтому инспекторы решили, что компания завысила расходы | Компании, которые оказывают услуги, сумму прямых расходов распределяют на остатки незавершенного производства пропорционально доле неоконченных заказов в их общем объеме (п. 1 ст. 319 НК РФ). В данном случае компания правомерно рассматривала фактически выполненные и принятые объемы работ и услуг в качестве завершенного производства, даже если договоры еще действуют (постановление от 30.06.08 № КА-А40/4968-08) | Момент заключения договора, как правило, не совпадает с моментом начала работ. То же самое касается момента прекращения договора. Ведь сдача работ и услуг может происходить по мере их выполнения до полного прекращения договора. Компании, оказывающие услуги, имеют право в полном объеме списывать в уменьшение прибыли прямые расходы отчетного периода без распределения на остатки незавершенного производства (п. 2 ст. 318 НК РФ) |
Инспекция посчитала, что субподрядные работы для компании являются косвенными расходами. А значит, их требовалось учесть в предыдущем налоговом периоде, когда реально организация понесла эти затраты | Перечень прямых расходов не является закрытым (п. 1 ст. 318 НК РФ). В зависимости от специфики деятельности налогоплательщика и особенностей учета характер прямых затрат могут иметь любые расходы (постановление от 06.04.09 № КА-А40/2383-09) | Перечень прямых расходов компания должна закрепить в своей учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ). Это помогает защитить компанию от доначислений |
Темы: