В нашем распоряжении оказались внутренние отчеты ФНС по итогам работы за прошлый год. Из них видно, что инспекторы всеми силами латают дыры бюджета, возникшие из-за кризиса. По статистике налоговой службы, количество проверок в целом по стране снижается, но доначисления растут. Эти тенденции позволяют составить мнение о налоговой безопасности вашего региона и предположить, чего ждать от проверок в нынешнем году.
С 4,75 ДО 5,51 МЛН РУБЛЕЙ
Подорожали Выездные проверки
Чего ждать от ближайших налоговых проверок и комиссий. Количество выездных проверок в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилось в среднем на 2,6 процента. В то же время в отдельных регионах посещать компании инспекторы стали гораздо чаще (Костромская, Курганская области, Ставропольский край, а в Калужской области этот показатель вырос аж на 96 процентов, ). Но даже такие результаты налоговую службу не устраивают. Повысить их ФНС предлагает за счет увеличения среднегодового числа ревизий на одного сотрудника отдела выездных проверок. Хотя по сравнению с 2008 годом оно и без того выросло.
Средняя «цена» одной проверки выросла ощутимо: с 4,75 до 5,51 млн рублей. И сильнее всех пострадали компании на спецрежимах. Проверять их чаще не стали, но общие доначисления увеличились на 43 процента. Надо также учитывать, что в реальности средняя сумма доначислений в большинстве регионов ниже – порядка 2–3 млн рублей.
В то же время больше всего выездных проверок (33,1%) были в прошлом году низкорезультативными, то есть принесли бюджету от 100 до 500 тыс. рублей. Но почти с такого же количества проверок (31,2%) инспекторы ушли с урожаем, соответствующим средней «цене» от 1 до 10 млн рублей (см. диаграмму ниже).
Большинство выездных проверок заканчиваются доначислениями от 100 до 500 тыс. рублей
До 50 тыс. рублей 6,1%
50–100 тыс. рублей 7,4%
100–500 тыс. рублей 33,1%
500–1000 тыс. рублей 14,7%
1–10 млн рублей 31,2%
10–50 млн рублей 6,1%
Свыше 50 млн рублей 1,3%
Источник: внутренняя отчетность ФНС России
К примеру, такие результаты показывали проверяющие во Владимирской, Курской, Мурманской областях, Санкт-Петербурге. Самые дорогие проверки на этот раз пришлись на Москву, Удмуртскую Республику, Ханты-Мансийский автономный округ. Правда, здесь такие рекорды налоговики ставят за счет доначислений крупным компаниям.
НА 50 ДНЕЙ
Стали короче выездные проверки
Можно ожидать, что выездные проверки в текущем году станут короче. В 2009 году существенно уменьшилась средняя длительность проверок, которые приостанавливались и продлевались: с 202 до 152 дней. А продолжительность непрерывной выездной ревизии почти не изменилась: в 2009 году она составила 75 дней, а в 2008 году – 72 дня. Цифры эти вызывают недовольство Федеральной налоговой службы. В своем внутреннем документе она отмечает, что сроки по-прежнему затягиваются неоправданно и их надо сокращать.
Кроме того, ФНС напоминает налоговикам, что взят курс на сокращение числа тематических проверок. Не исключено, что вскоре их окончательно вытеснят комплексные ревизии.
ПОЧТИ 100 ПРОЦЕНТОВ
Результативность выездных проверок
Налоговикам по-прежнему удается сохранять почти 100процентную результативность проверок. Правда, в 2009 году этот показатель снизился с 99,7 до 99,5 процента. Но компаниям от этого, честно сказать, не легче. ФНС в одном из своих отчетов признала, что качество выездных проверок низкое, доначисления надо повышать. А для этого налоговая служба решила материально стимулировать проверяющих. И чем больше налоговая инспекция доначислит, тем больше ей выделят денег на премирование инспекторов ().
БОЛЕЕ 95 ПРОЦЕНТОВ
«камералок» заканчиваются без доначислений
«Камералки» по-прежнему будут для налоговиков скорее одним из способов выбрать претендента на выездную проверку, нежели основанием доначислить налоги. В прошлом году нарушения выявлены лишь в 4,6 процента случаев (в прошлом году в 4,8%). Но инспекторы смогли повысить доначисления по одной результативной «камералке» (без учета отказов в возмещении НДС) с 36 до 43 тыс. рублей.
Еще налоговики не оставляют надежды, что углубленные «камералки», то есть с истребованием, принесут им желательные результаты. Проверяющие с прежней настойчивостью продолжают запрашивать дополнительные документы, объяснения и сведения ради того, чтобы доначислить незначительные суммы. Конечно, вероятность найти нарушения при этом становится выше – как в прошлом, так и в позапрошлом году инспекторам удавалось обнаружить их при каждой седьмой углубленной проверке. Но по факту результат обратный – в бюджет эти ревизии всегда приносили гораздо меньше среднего: в 2009 году – 17 тыс. рублей. Правда, в сравнении с 2008 годом это на 4 тыс. рублей больше.
222 МЛН РУБЛЕЙ
убытков компании сократили сами
Данные ФНС о снижении убытков показывают, что убыточные комиссии работают в полную силу. И что характерно для прошлого года, на них налоговики не стали вызывать все подряд убыточные компании, а сосредоточили свою активность на более узком круге «перспективных» налогоплательщиков. В результате количество уточненных деклараций с уменьшением убытка в 2009 году заметно сократилось – на 23 процента. А вот сумма снижаемого убытка сильно возросла: с 2,6 до 5,6 млн рублей.
И еще один совершенно новый показатель года: ФНС начала следить за тем, как компании сами оценивают риск выездной проверки. Во внутренние отчеты введен новый показатель – «убытки, уменьшенные в связи с самостоятельной оценкой риска». Сравнить этот показатель пока не с чем – данных по 2008 году нет. По информации ФНС, в 2009 году налогоплательщики по собственной инициативе сократили убытки в декларациях на 222 млн рублей. Но по сравнению с убытками, уменьшенными в результате воспитательно-разъяснительной работы инспекторов, это сумма мизерная – 0,1 процента.
Образцы документов, которые могут понадобиться при выездных и камеральных проверках, в разделе
Темы: