У налоговиков часто возникают претензии к рекламным расходам компаний. Но претензии у них стандартные. Поэтому можно определить общие правила безопасности, которые помогут исключить лишние вопросы на проверке.
«Рекламность» не должна вызывать сомнений
При размещении объявления или видеоролика стоит проконтролировать, что «рекламность» информации не вызовет сомнений. Скажем, если это газетная публикация, то в ней должна быть пометка «на правах рекламы», если это сюжет о компании на телевидении, то лучше, если он пойдет после соответствующей заставки. Дело в том, что Минфин давно разъяснил, что если публикация не содержит «рекламной» пометки, то и рекламой ее признать нельзя (письмо от 27.06.07 № 03-03-06/1/418).
Споры возникают и по оплате неявных рекламных услуг розничных сетей. Например, по более выгодной раскладке товаров на полках магазина. Чиновники позволяют учесть такие расходы в составе рекламных, только если конкретные действия продавца способствуют продвижению товаров поставщика (письмо Минфина России от 02.11.09 № 03-03-06/1/723). В частности, это могут быть указатели в магазине с наименованием марки продукции, плакаты или стенды с информацией о производителе. Но лучше все мельчайшие подробности оговорить в отдельном соглашении с магазином.
Рекламировать лучше только свою компанию
Инспекторы предъявляют претензии, когда компания рекламирует не свои товары, а контрагентов. Например, розничные точки, где можно купить продукцию, или дилерские центры. По мнению ревизоров, раз компания не размещает информацию о себе, то это реклама третьих лиц и списать ее нельзя.
Конечно, в суде компаниям удается отстоять расходы, доказывая, что реклама контрагентов в конечном счете на руку самой компании. Ведь увеличивается и ее выручка тоже (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.08.09 № КА-А40/7705-09). Но безопаснее, если в объявлении речь все-таки будет идти о деятельности компании, которая эту рекламу размещает.
Реклама должна дать результат
Еще одна распространенная претензия – это отсутствие результата от рекламы. Здесь инспекторы апеллируют к статье 252 НК РФ, где сказано, что расходы должны быть обоснованными. А под «обоснованием» они понимают результат, выраженный в деньгах. Претензии возможны, если у компании вообще не было поступлений в течение рекламной кампании (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.09 № 09АП-2060/2009-АК). Или даже когда у компании просто не выросла выручка после крупных рекламных трат (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.08 № А55-1511/08).
В любом случае если расходы на рекламную кампанию значительные, то лучше подтвердить эффект документально. Если выручка действительно увеличилась, то будет достаточно справки отдела продаж или маркетинга. А если результат рекламы однозначно в деньгах оценить невозможно, то безопаснее составить подробные отчеты, где будет описан эффект от кампании.
Темы: