«В октябре у нас началась выездная проверка. Инспекторы потребовали к выпискам банка прикрепить распечатанные платежки по интернет-банку. Мы платежки эти не печатаем никогда. По договору с банком архив платежек в интернет-банке хранится год, а проверка за три года. За предыдущие годы надо запрашивать платежки из архива банка. Это удовольствие стоит 20 рублей за один бумажный документ. У нас за два года накопилось порядка 20 тыс. платежек. Иначе говоря, инспекторы запросили у нас документы, оформление которых обойдется компании в 400 тыс. рублей. Понимаю, что сами виноваты. Но есть ли шанс не тратить такие огромные деньги?..»
Алина, отчаиваться не стоит. Хотя в ФНС России и уверены, что требование инспекторов необходимо исполнить, эксперты предложили несколько вариантов, как отделаться минимальными затратами.
ФНС России: налогоплательщик обязан хранить копии платежек
Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, считает, что компания должна хранить документы:
– Налоговое законодательство обязывает компанию хранить документы, оформленные в том числе в электронном виде. Так, пунктом 5.1 Временного положения, утвержденного ЦБ РФ 10.02.98 № 17-П, предусмотрено, что составленный в электронном виде платежный документ надо хранить в течение четырех лет. По этой причине требование инспекторов законно и необходимо его исполнить.
Независимые эксперты: мнения разделились
Елена Деревягина, заместитель директора ООО «Сибирский аудиторский центр», согласна с позицией налогового ведомства и добавляет:
– Необходимо изготовить за свой счет заверенные копии документов на бумажных носителях. Этого, в частности, требует пункт 7 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ. На мой взгляд, проще заплатить штраф за отсутствие первичных документов по пункту 2 статьи 120 НК РФ. Он составляет 30 тыс. рублей, и это будет намного выгоднее, чем платить сумму за выдачу копий всех платежек. А на будущее, чтобы минимизировать риски, стоит хранить заверенные бумажные копии документов.
Антон Никифоров, партнер юридической компании «Пепеляев Групп», уверен, что требования проверяющих необоснованны:
– По общему правилу компанию можно привлечь к ответственности за непредставление документов по требованию налоговиков, только когда запрашиваемые документы были в ее распоряжении, но она их не передала проверяющим. В вашем случае документы за пределами одного года у компании отсутствуют. Значит, стоит направить письменный отказ на требование налоговиков и отразить в нем факт отсутствия истребуемых документов. Также стоит в подтверждение своих слов приложить договор с банком.
Наше мнение: передать в инспекцию электронные документы
Мы считаем, что бумажные копии представлять не обязательно. Положение о безналичных расчетах, утвержденное ЦБ РФ 03.10.02 № 2-П, не требует дублировать электронные платежки на бумаге. Из пункта 1.10 Положения следует, что печатать платежки можно по собственному желанию или договоренности с банком. Минфин в своем письме от 30.09.08 № 03-02-07/1-383 также подтверждает, что первичные документы компания вправе хранить в электронном виде.
Кроме того, со 2 сентября новая редакция статьи 93 НК РФ позволяет направлять в инспекцию электронные документы вместо бумажных. Учитывая это, стоит запросить в банке электронный архив платежек и представить его налоговикам.
Если банк откажет компании и она не сдаст документы налоговикам, то не исключен штраф за непредставление бумаг или их отсутствие (ст. 120, 126 НК РФ). Но от штрафа можно отбиться в суде. Ведь судьи часто отменяют штрафы, даже если документы отсутствуют по вине налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.09.08 № Ф08-5498/2008).
Темы: