Инспекторы отказали в признании расходов на выкладку товара. С этого года компаниям, поставляющим товары в торговую сеть, запрещено прописывать в договоре поставки иные вознаграждения, кроме как за определенный объем закупок (п. 4 ст. 9 Федерального закона ). Но компании по-прежнему выплачивают торговым сетям дополнительные вознаграждения, например за выкладку товара, прописывая их в отдельном договоре. Между тем налоговики стали признавать такие расходы необоснованными, мотивируя тем, что они не предусмотрены в законе № 381-ФЗ. Однако есть аргументы в защиту.
Во-первых, содержащееся в законе № 381-ФЗ ограничение на вознаграждения за объем закупки касается только договоров поставки. Значит, по остальным договорам, в том числе и на оказание услуг, запретов нет.
Во-вторых, выкладка товаров является необходимой составляющей услуги по их реализации, то есть неразрывно с ней связана (п. 4.2 ГОСТ Р 51304-99, утв. постановлением Госстандарта России от 11.08.99 № 243-ст).
В-третьих, ссылка инспекторов на закон № 381-ФЗ вообще неправомерна, поскольку он не относится к нормативным актам о налогах и сборах (п. 1 ст. 1, ст. 2 НК РФ). Этот вывод неоднократно подтверждали судьи, причем в любых налоговых спорах (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.09 № А65-24190/2008). А значит, и оснований снимать расходы у проверяющих нет.
Кстати, идут также споры о том, как списывать затраты на выкладку товара. Есть мнение, что эти затраты можно списать полностью как прочие на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.07.09 № КА-А40/6444-09). А вот в Минфине уверены, что эти затраты надо списывать как рекламные в пределах 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ, письмо от 09.06.09 № 03-03-06/1/371). Выгоднее первый вариант, но безопаснее второй.
Статья подготовлена в сотрудничестве с журналом
Темы: