ФНС намерена свести на нет апелляционное обжалование — такой вывод следует из проведенного внутреннего семинара налоговиков. В распоряжении «УНП» есть доклады с этого мероприятия. Налоговая служба считает, что у компаний есть много зацепок для отмены доначислений еще до суда. Главная причина этого — промашки инспекторов.
ФНС постепенно меняет свое отношение к апелляционному обжалованию. До сих пор увеличение количества рассмотренных жалоб воспринималось скорее как хороший признак, ведь это значит, что до суда дела не доходят, то есть система работает. Но в конце минувшего года ФНС взглянула на рост числа апелляций иначе и теперь предлагает воспринимать каждую удовлетворенную жалобу как сигнал о том, что в регионе проблемы с методологией проверок, а инспекторов, возможно, как-то неправильно обучают. Об этом говорилось на семинаре, который в конце прошлого года провела ФНС для сотрудников региональных управлений. Материалы с этого мероприятия имеются в распоряжении «УНП».
По данным Федеральной налоговой службы, за девять месяцев 2010 года компании смогли отменить четверть доначисленных на проверках сумм: около 16 процентов — путем подачи возражений в инспекцию до вынесения решения, а еще 10 процентов — с помощью апелляционной жалобы в УФНС (см. диаграмму на стр. 7). При этом количество обжалуемых актов, по статистике ФНС, все последние годы постоянно росло и лишь в 2010 году наметилось незначительное снижение.
В ФНС уверены, что проверяющие должны знать, какие их решения региональное управление затем отменяет и по каким причинам, а для этого постоянно анализировать результаты обжалования.
Но пока картина далека от совершенства. Инспекторы почти не отслеживают судьбу составленных ими актов, отделы досудебного аудита перегружены, а их специалисты не всегда имеют нужную квалификацию. В результате, как признают в ФНС, рассмотрение апелляций иногда превращается в разгадывание кроссворда, так как не всегда понятно, как соотносятся выводы инспекции в актах проверок с имеющимися документами.
Мы выделили , по которым УФНС поддерживают налогоплательщиков, а не своих подчиненных. Эти промахи, к сожалению ФНС, позволяют компаниям отменять доначисления, в том числе и по формальным основаниям. Руководство требует, чтобы такая некачественная работа налоговиков анализировалась на уровне инспекций и управлений.
Темы: