Встречные проверки в Москве не слишком эффективны, что в итоге сказывается на суммах доначислений. Столичное УФНС считает, что налоговики плохо контролируют исполнение поручений об истребовании документов и часто отвечают друг другу на запросы с опозданием, а то и вовсе игнорируют запросы. Это следует из внутреннего обзора регионального управления за девять месяцев 2010 года, с которым ознакомилась «УНП».
Чем меньше «встречек», тем ниже доначисления
Как показывает статистика УФНС, инспекции, которые проводят больше всех «встречек», как правило, собирают большие суммы на камеральных и выездных проверках. Так, особенно много поручений направляют инспекции № 8, 15, 34 и 48 (более 4500 за девять месяцев каждая). И у всех них достаточно большие доначисления по проверкам, иногда даже в несколько раз превышающие среднегородские. Например, ИФНС № 34 доначисляет по одной выездной 55 млн рублей — в четыре раза больше среднего (14 млн рублей).
А реже всего истребуют документы в других инспекциях — ИФНС № 21 и 33 (менее 1000 поручений каждая за девять месяцев). В этих двух инспекциях и доначисления по проверкам значительно ниже среднего, например по выездным — менее 9 млн рублей.
Ответы по «встречкам» приходят с опозданием
Встречная проверка может оказаться бесполезной, если ответ из другой инспекции пришел слишком поздно. Такое, по данным УФНС, бывает в 15 процентах случаев. Просрочки иногда составляют по полгода.
Например, согласно отчету за девять месяцев 2010 года, ИФНС № 2 задержалась с ответом на 196 дней, ИФНС № 18 опоздала на 181 день, ИФНС № 5 — на 179 дней. Так что если контрагент вашей компании числится на учете в одной из этих инспекций, вряд ли «встречка» принесет вашим инспекторам нужные им результаты.
Между тем такая ситуация может дать компаниям еще и возможность отменить решение инспекции. Если ИФНС назначает «встречку» в качестве дополнительного мероприятия, а потом, не дождавшись ответа, вынесет решение, то она должна все равно ознакомить компанию с итогами безрезультатной «встречки». Инспекторы могут посчитать, что если ответ не пришел, то и знакомить не с чем. Но ВАС РФ придерживается другого мнения: .
В других регионах документы истребуют редко
Столичные компании могут не опасаться, что их контрагентов из других регионов засыплют запросами относительно их сделок. А если запрос и поступит, то не факт, что на него будет ответ. Московские инспекторы редко проводят «встречки» в других регионах. По статистике столичного УФНС, всего треть запросов об истребовании документов за девять месяцев 2010 года были адресованы другим субъектам Федерации (33 тыс. из 111 тыс.). Причем исполняются эти поручения не слишком тщательно — примерно седьмая часть из них (4,5 тыс.) осталась без ответа. А вот инспекции из других регионов, напротив, то и дело запрашивают у столичных коллег документы по московским налогоплателщикам — 211 тыс. запросов за девять месяцев.
За непредставление документов на «встречке» штрафуют не всегда
Столичные инспекторы, как правило, не забывают привлекать к ответственности компании, которые не представляют документы на встречной проверке (ст. 129.1 НК РФ, штраф 5000 руб.). Но есть и исключения. Например, инспекция № 19 за девять месяцев 2010 года привлекла к ответственности только 25 процентов нарушителей, ИФНС № 6 — 41 процент. Что касается ответственности главбухов и директоров (ст. 15.6 КоАП, штраф 300—500 руб.), то больше половины московских инспекций не штрафуют их никогда. Больше всего штрафов за девять месяцев было у ИФНС № 10 и 13 (соответственно 46 и 41), остальные привлекают к ответственности в единичных случаях.
Темы: