«Продаем продовольственные товары оптовым покупателям. Хотим предусмотреть в договоре поставки премию для покупателя за определенный объем закупок, который будем определять в рублях. Правомерно ли это или объем приобретенного товара требуется определять только в количественном выражении?..»
Можно снизить риски при выплате премии за объем закупок. Вопрос спорный. Формально в договоре поставки продовольственных товаров должна идти речь исключительно о вознаграждении за приобретение определенного количества товаров (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.09 № 381-ФЗ). Другими словами, возможность получения премии должна зависеть от того, сколько покупатель приобрел единиц товара (например, штук или килограммов), а не на какую стоимость. При этом саму премию законодатель ограничил 10 процентами от цены товара, а не его количества.
Мы считаем, что такая неясность дает компаниям право самостоятельно решать, в каком порядке считать объем товаров. Тем более что при большом ассортименте товаров и разбросе цен определять объем закупок в количественном выражении нереально. Но безопаснее в тексте договора или в приложении к нему расписать алгоритм расчета как можно подробнее и точнее. Это позволит снизить риск солидного штрафа за нарушение антимонопольных правил при торговой деятельности – от 2,5 до 5 млн рублей для компании и от 30 до 50 тыс. рублей для ее руководителя (ч. 2 ст. 14.40 КоАП РФ).
Специалисты Минфина России тоже не видят нарушения в том, что компания считает объем в рублях (письмо Минфина России от 18.08.10 № 03-03-06/1/554). Но контролирует соблюдение ограничений не Минфин, а Федеральная антимонопольная служба. Поэтому безопаснее сделать запрос в ФАС или Минпромторг России, который уполномочен разъяснять положения закона № 381-ФЗ.
В то же время риск претензий со стороны ФАС России крайне низок. В Методическом пособии для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности» (утв. ФАС России) сказано, что проверки соблюдения закона № 381-ФЗ проводятся, только если о нарушениях в службу сообщат юридические или физические лица. В вашем случае такое сообщение может направить только ваш покупатель.
Темы: