Существенно упростить процесс составления отчетности по МСФО способна автоматизация учета. Универсальных моделей, конечно, нет, все компании уникальны и требуют индивидуального подхода. Однако для этого дела можно использовать профессиональный опыт коллег. Своими советами поделился Дмитрий Пелевин, руководитель отдела отчетности по МСФО компании «Микротест». За его плечами большое число успешно реализованных проектов по автоматизации.
Когда нужна автоматизация
Существует три причины, по которым можно понять, что формирование отчетности по МСФО больше невозможно без внедрения специального программного обеспечения.
Первая – трудоемкость составления отчетности. Компания либо тратит много времени своих специалистов, либо, что еще дороже, привлекает сторонних специалистов – консультантов, которые раз в год или раз в полгода формируют эту отчетность.
Вторая причина – сроки подготовки отчетности. Если они очень большие (а для ручной трансформации отчетности это обычное дело), это перестает устраивать менеджмент и акционеров компании, значит, самое время задуматься об автоматизации процесса подготовки отчетности. И наконец, третья причина кроется в требованиях к качеству отчетности. Чем они выше, тем, как правило, острее необходимость в современных информационных технологиях. Фактически только автоматизированные процедуры позволяют сформировать отчетность с допустимыми ошибками и максимально большими раскрытиями.
С чего начинать автоматизацию
Сначала необходимо выявить разницы, которые существуют в компании между российскими стандартами и МСФО. Это позволит определиться с тем, какие участки требуют ведения параллельного учета, а для каких будет достаточно трансформации. Далее необходимо разработать регламенты параллельного учета и трансформационные таблицы по каждому из участков. Поскольку базой для составления отчетности по МСФО обычно является российская отчетность, то часто требуется модификация российской учетной системы. Вот примерный список документов, необходимых для начала проекта по автоматизации:
- план счетов МСФО;
- основные формы отчетности по МСФО;
- набор примечаний к основным формам отчетности;
- учетные политики по РСБУ и по МСФО;
- набор трансформационных таблиц, примеры трансформации либо описание требований к параллельному учету.
Для успешной реализации проекта по автоматизации в компании должен быть хотя бы один специалист по МСФО. Саму разработку документов можно поручить и сторонним консультантам, но принимать готовый результат и контролировать качество выполняемых услуг должны специалисты компании.
Анна Смирнова, финансовый контролер Меттлер Толедо СНГ:
– Прежде чем автоматизировать процесс формирования отчетности, рекомендую подготовить ее несколько раз, например, в MS Excel. В результате специалисты МСФО смогут «прощупать» все тонкости формирования отчетности в компании, описав их в техзадании проекта. Такой подход позволит избежать ошибок, которые очень дороги в исправлении на этапе опытной эксплуатации.
Какую программу выбрать
В этом вопросе в первую очередь необходимо ориентироваться на размер компании. Если в группе несколько юридических лиц, но во всех учет ведется в рамках единой бухгалтерской системы, то можно использовать дополнительные модули, которые позволяют сформировать отчетность по МСФО в этой же системе. Если говорить про крупные холдинги и юридические лица в ней автоматизированы на разных базах, то за основу следует принимать интеграционную систему. Это позволит собрать данные из всех компаний группы, обработать их и сформировать итоговую отчетность по МСФО.
При выборе конкретного продукта рекомендую отдавать предпочтение организациям, проверенным годами на проектах по автоматизации подготовки МСФО-отчетности. Сейчас появляется много так называемых программ-однодневок. Они, конечно, стоят намного дешевле, но их довольно тяжело внедрять и сопровождать, так как по ним нет специалистов. К тому же такие программы далеко не универсальны.
Анна Смирнова, финансовый контролер Меттлер Толедо СНГ:
– Лучше заранее продумать, какие процедуры должны быть автоматизированы. Нередко бывает, что посчитать резерв по отпускам с помощью MS Excel по 50–100 сотрудникам в разы легче и быстрее, чем внести всю необходимую информацию в ERP-систему. При этом компания может существенно сэкономить средства для внедрения автоматизированного продукта.
Какие сроки внедрения и его цена оптимальны
Стоимость по автоматизации складывается из расходов на лицензию на программный продукт и консалтинг. Вообще стоимость подобных проектов может варьироваться от нескольких миллионов рублей для средних компаний (например, небольшая сеть супермаркетов) до десятков миллионов для крупных компаний (например, включающих десятки юридических лиц, разбросанных по городам, различающихся как по видам деятельности, так и по используемым программным продуктам).
Что касается длительности проекта, в среднем он занимает полгода, включая этап формирования отчетности. Но срок может варьироваться в зависимости от особенностей компании и готовности к проекту.
Анна Смирнова, финансовый контролер Меттлер Толедо СНГ:
– Совсем не обязательно автоматизировать все и сразу. Вполне достаточно внедрять автоматизацию поэтапно. При таком подходе вполне может оказаться, что процесс автоматизации не такой сложный и консультанты могут не понадобиться.
Большинство грамотно реализованных проектов автоматизации подготовки отчетности по МСФО окупаются за один-два года. В итоге компании получают готовые отчеты быстрее (в среднем в три-четыре раза) и с меньшими затратами, чем до проекта (в среднем в два–пять раз).
Елена Кузнецова, начальник службы учета и отчетности ГК «Парламент»:
– В моей практике был случай, когда после внедрения ERP-системы время на формирование отчетов увеличилось в десятки раз. Происходило это потому, что система была вынуждена обрабатывать большой объем информации, значительная часть которой вносилась в систему «на всякий случай». Это мешало не только ежедневной работе, но и не позволило выполнить одну из основных задач внедрения автоматизированной системы – сократить сроки представления отчетности по МСФО.
Темы: