Чтобы дебиторская задолженность не превратилась в проблемную или даже безнадежную, ее величину надо спланировать. Для этого используют специальную формулу.
Многие покупатели готовы работать только при рассрочке платежа, но при этом необходимо точно определить кредитный лимит для каждого клиента. Один из вариантов расчета предложила Александра Феоктистова, директор департамента контроллинга и автоматизации ООО «Компания “Мир детства”».
Как посчитать общий лимит
Основная задача — определить величину планируемого лимита кредитования на квартал по каждому покупателю. При этом необходимо отслеживать, чтобы общая сумма всех лимитов не превышала величину целевого лимита. Этот показатель утверждает финансовая служба или другое подразделение компании исходя из квартального плана продаж. Рассчитывается по следующей формуле:
Limкв = Vср м х Коб х Котгр,
где Limкв — целевой лимит кредитования клиентов, установленный на квартал;
Vср м — среднедневной план продаж компании в рублях;
Коб — показатель оборачиваемости сумм дебиторской задолженности в днях (может быть изменен на соответствующий квартал);
Котгр — коэффициент неравномерности отгрузок (может быть изменен на соответствующий квартал).
Коэффициент неравномерности условно может представлять собой отношение суммы наибольшей отгрузки в рамках квартала к средней величине отгрузок.
На цифрах. Предположим, клиентам в течение квартала планируется отгрузить товар на 400 000, 450 000 и 500 000 руб. Находим среднюю сумму отгрузки (400 000 + 450 000 + 500 000) / 3 = 450 000 руб. Тогда коэффициент неравномерности будет равен 500 000 / 450 000 = 1,1.
Как посчитать лимит для клиента
Для расчета лимита по конкретному клиенту используется следующая формула:
Lim = V х T х КLim,
где где V — максимальный объем прогнозируемых розничных продаж клиента на месяц, деленный на 30 календарных дней;
Т — срок кредита (условие отсрочки);
КLim — коэффициент, отражающий неравномерность отгрузок конкретного клиента. Его можно принять равным коэффициенту, который компания установила для расчета целевого лимита кредитования на текущий квартал, либо скорректировать.
Сложнее всего определить прогноз продаж самого клиента. Для этого от него необходимо получить информацию об объемах его продаж. Помимо этих данных обычно учитывают еще несколько факторов. В частности, емкость рынка региона, где работает клиент, сезонные колебания продаж, возможности по продвижению продукции на конкретной территории. В общем все показатели, которые могут повлиять на продажи.
Темы: