Налоговики отказывают компаниям в учете расходов и вычетах НДС даже при малейших недочетах в документах. Но компании защищают расходы. Новые аргументы — в нашем обзоре.
Мы проанализировали свежую практику судов Сибирского региона по спорам, связанным с отсутствием реквизитов в первичных документах. За последние полгода из 11 рассмотренных дел судьи приняли 8 решений в пользу компаний и 3 — в пользу инспекторов.
Любой незаполненный реквизит в «первичке» может привести к доначислениям по налогу на прибыль и НДС. Однако в большинстве случаев стороны договоров оформляют на одну сделку сразу несколько документов, и недостаток данных в одном из них успешно компенсируется полнотой сведений в остальных бумагах. К примеру, налоговики уверены, что отсутствие в товарно-транспортных накладных номера путевого листа и сведений о регионе регистрации машины свидетельствует о нереальности поставки груза. Однако судьи не соглашаются с ревизорами, если в товарных накладных есть все необходимые сведения.
Какие аргументы помогли компаниям снять доначисления
Что не понравилось проверяющим | Решение судей | Комментарий «УНП» |
Компания приобрела товары, которые ей доставили сами поставщики. По этим сделкам заявила НДС к вычету. Налоговики обратили внимание, что в товарно-транспортных накладных не было сведений о регионе регистрации транспортного средства, о доверенности на получение груза, номера путевого листа. Поэтому ревизоры сняли вычеты | Отсутствие отдельных реквизитов в товарно-транспортных накладных не повод для отказа в вычете НДС. Судьи установили, что компания также составляла с контрагентами товарные накладные. Эти документы содержали все необходимые реквизиты и подтверждали поставку товара. Значит, компания правомерно заявила НДС к вычету (постановление от 02.05.12 № А27-7369/2011*) | При доставке груза сторонним перевозчиком безопаснее иметь как товарно-транспортную накладную по форме 1-Т, так и новую транспортную накладную (постановление Правительства РФ от 30.12.11 № 1208). Причем в новой накладной с 13 марта не обязательно ставить печати, зато нужны расшифровки подписей |
Компания оплатила перевозку грузов, заявила НДС к вычету, но получила отказ от инспекции. Налоговики сказали, что в актах выполненных работ нет сведений об объемах работ, а также не проставлены даты их составления и наименование компании | Товарно-транспортные накладные, талоны на перевозку грузов и договоры подтверждают реальность перевозки. Суд установил, что эти документы содержали все необходимые сведения. Так что претензии налоговиков к оформлению актов необоснованны, а вычет НДС правомерен (постановление от 11.03.12 № А673725/2011) | При обнаружении неполных данных в актах выполненных работ безопаснее попросить контрагента внести изменения. А дату и наименование компании можно поставить самостоятельно. Но то же самое должен сделать контрагент в своем экземпляре «первички». Иначе на встречной проверке инспекторы обнаружат несоответствия |
Компания списала расходы на топливо. Инспекция заявила, что эти затраты документально не подтверждены, и доначислила налог на прибыль. Претензии ревизоров заключались в том, что в путевых листах не было показаний спидометра на моменты выезда из гаража и возвращения, а также маршрутов следования | Суд снял доначисления. Для подтверждения расходов на ГСМ не обязательно отражать в путевых листах показания спидометра и маршруты следования. Суд отметил, что для списания затрат на топливо достаточно имеющихся сведений о времени выезда и возвращения, об остатках горючего в баке на эти моменты. Судьи также подчеркнули, что компания списывала расходы на топливо с учетом норм, утвержденных локальными актами (постановление от 01.11.11 № А27-1096/2011) | При неисправности спидометра компания вправе определить пробег транспорта по данным спутникового навигатора (письмо Минфина России от 16.06.11 № 03-03-06/1/354). При этом безопаснее внести в путевой лист отдельные строчки, где компания будет фиксировать показатели навигатора. А само использование навигатора стоит закрепить в приказе руководителя |
Темы: