ДЛЯ СМЕЛЫХ. Оставить все как есть
На мой взгляд, зачастую бухгалтер вообще может оставить все как есть. Ведь у организации, выдавшей заемные средства, НДС получается уплаченным. Предъявить его к возмещению из бюджета она не сможет, так как нет счета-фактуры. И самому себе выписать счет-фактуру предприятие, понятно, не может.
Что касается заемщика, то раз НДС выделен отдельной строкой, то, казалось бы, налог надо уплатить в бюджет. Однако оснований для этого нет. Ведь объектом обложения НДС считается реализация. Заемные средства никакого отношения к реализации и полученным авансам не имеют. Следовательно, раз нет объекта налогообложения, нет и обязанности платить налог.
Правда, немного иная ситуация может сложиться, если в «Назначении платежа» указаны только реквизиты договора и не определен его характер-договор займа. Тогда инспектор при камеральной проверке может посчитать полученную заемщиком сумму авансом под будущую поставку со всеми вытекающими последствиями. Доказывать обратное, скорее всего, придется в суде. Поэтому здесь, чтобы не подводить своего партнера, бухгалтеру, допустившему ошибку, конечно же, лучше ее исправить.
Я вижу как минимум три способа внести изменения.
ДЛЯ ХИТРЫХ. Поставить штамп на правильной «копии»
Если бухгалтер организации-заимодавца просто хочет скрыть свою ошибку, например, от главбуха, он может схитрить. А именно: обратиться к операционистке банка и, сославшись на то, что «неправильная» платежка утеряна, попросить поставить штамп об исполнении на копии документа. Эту копию, естественно, он составляет правильно. Однако данный способ не учитывает интересы заемщика, а ведь прежде всего ему налоговики могут выставить претензию.
Поэтому я рекомендую исправлять ошибку иначе.
ДЛЯ СПРАВЕДЛИВЫХ. Написать письмо в банк
Лучше всего направить в банк официальное письмо от имени организации с просьбой внести изменения в неправильно составленное платежное поручение. В письме укажите правильные суммы и назначение платежа. Копию этого письма перешлите контрагенту, чтобы тот приложил все это к своей платежке. Тогда все будет исправлено - и у вас в учете, и у него. Этот способ более длительный, но он справедливее.
Для инспектора. Запастись документами
Если со стороны налоговиков возникнут вопросы, будьте готовы показать им все документы, касающиеся платежа по займу.
Прежде всего это, конечно, сам договор займа. Татьяна Амитова, главный бухгалтер ООО «ИММА-трейд» (г. Москва), советует также показать инспектору переписку, которой следует запастись заблаговременно. Что может войти в такую переписку? Письмо в адрес заемщика, в котором сообщается о допущенной ошибке. Там же должны быть перечислены все правильные реквизиты платежа. И еще очень важная деталь: в письме обязательно должна быть просьба считать верным иное назначение платежа. Например: «Перечисление средств по договору займа №1 от 10.07.06. Без НДС». Такое письмо вместе с договором займа будет очень убедительным аргументом в пользу организации.
Дмитрий Курситыс, главный бухгалтер ОАО «Инпром» (г. Таганрог), предлагает такие доказательства того, что речь идет о заемных деньгах.
Во-первых, список с перечнем дебиторов организации. Это будет доказательством, что заемщик не производил отгрузок в адрес фирмы-заимодавца. Значит, полученные деньги все-таки заемные средства, а не плата за какой-либо товар.
Во-вторых, оборотная ведомость по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». По кредиту этого счета отражаются заемные средства. Если суммы, указанные в ведомости, платежке и договоре займа, совпадут, то это будет очень веским аргументом в пользу организации.
А еще есть арбитражная практика в пользу налогоплательщика: постановление ФАС СЗО от 22 ноября 2005 г. № А56-50090/04, ФАС Центрального округа от 22 января 2004 г. № А09-4647/03-14.
Темы: