До 2006 года законодательством было установлено много льгот по уплате земельного налога. К примеру, его могли не платить государственные или муниципальные санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, культуры, спорта и туризма. Однако на практике до сих пор во время налоговых проверок возникает довольно много споров по поводу того, могла ли организация пользоваться льготой или нет. Один из таких споров описан в постановлении ФАС Поволжского округа от 19 мая 2006 г. № А12-19212/05-С60.
Суть спора
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО «Туристический комплекс “Турист”» уточненной налоговой декларации по налогу на землю за 2004 год. В результате принято решение о начислении земельного налога, пеней, а также предложено ООО уплатить штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
По мнению инспекции, фирмой неправомерно была применена льгота по налогу на землю, предусмотренная пунктом 10 статьи 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее – Закон «О плате за землю»).
Ведь согласно этому пункту Закона «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождались учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от источника финансирования.
А организационно-правовая форма турфирмы – общество с ограниченной ответственностью. В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ такое общество не является учреждением. Кроме того, в уставе организации предусмотрено распределение и использование прибыли, что противоречит определению «учреждение».
Туристическая организация не согласилась с выводами налоговиков и обратилась в арбитражный суд.
Что решил суд
Арбитры встали на сторону турфирмы, решение налоговых органов признано недействительным.
Основной целью деятельности общества является организация активного отдыха трудящихся и членов их семей средствами туризма и экскурсий, оздоровления детей. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики турфирме по виду деятельности присвоены в числе прочих коды ОКВЭД 63.30.1 «Организация комплексного туристического обслуживания», 92.6 «Деятельность в области спорта».
Вывод инспекции о том, что налогоплательщик не подпадает под понятие «учреждение», данное в статье 120 Гражданского кодекса РФ, признан необоснованным. Ведь такое определение дано только в части первой Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995 года, а Закон «О плате за землю» введен в действие с 1 января 1992 года и не раскрывает понятия «учреждение» в целях налогообложения.
Спорное решение инспекции связано лишь с тем, что турфирма не является учреждением.
Кроме того, в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ налоговая инспекция не представила доказательств того, что турфирма осуществляла деятельность, не связанную с туристической.
Выводы
С 1 января 2006 года вступила в силу глава 31 Налогового кодекса, которая регулирует вопросы уплаты земельного налога. В ней льгота для учреждений культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности по налогу на землю отсутствует. Поэтому теперь такие организации должны платить за землю наравне с остальными землевладельцами и землепользователями.
Но не следует забывать, что земельный налог является местным, поэтому представительные органы власти имеют право в своих регионах такую льготу для туристических организаций предусмотреть.
- Статьи по теме:
- Как заполнить 1-ТР (автотранспорт): инструкция по заполнению с примером
- Форма 4-ТЭР в 2024 году: образец, инструкция по заполнению
- Форма 29-СХ: кто сдает, сроки, инструкция
- Инструкция по работе с ПБУ 18/02 в последней редакции
- Форма 12-Ф в статистику: кто сдает, инструкция по заполнению 2024 года