Вносить изменения в бухгалтерский учет в части затрат, формирующих себестоимость продукции не нужно, так как себестоимость сформирована правильно. Дело в том, что зарплата рабочих, в том числе инвалидов, непосредственно занятых в производственном процессе, отражается по дебету счета 20. Поэтому в данной ситуации в бухучете предприятия необходимо только отразить сумму полученной субсидии.
Поскольку субсидия получена на финансирование расходов, понесенных организацией в прошлых периодах, ее нужно отразить в периоде получения следующим образом:
Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена задолженность центра занятости населения по предоставлению субсидии;
Дебет 51 Кредит 76 – отражено поступление средств субсидии на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.
При налогообложении прибыли сумму полученной субсидии учитывайте в составе внереализационных доходов.
Вносить какие-либо корректировки в налоговый учет также не нужно. Так как полученная субсидия целевым финансирование в целях налогообложения прибыли не признается, организация вправе была учесть в составе расходов на оплату труда затраты, оплаченные за счет средств полученной субсидии.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация:Как учитывать затраты на производство продукции, работ или услуг
Группировка затрат
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В бухучете все затраты, связанные с производством продукции, работ или услуг, относят к расходам по обычным видам деятельности. По экономическому содержанию их группируют по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Об этом сказано в пунктах 5 и 8 ПБУ 10/99.
Прямые и косвенные затраты
Затраты разделяют на прямые и косвенные. Еще их иногда называют основными и накладными расходами. Прямые расходы непосредственно связаны с производством. Косвенные же идут на управление этим производством и его обслуживание. Такое разделение, например, отражено и в Инструкции к плану счетов.
Подробный перечень прямых и косвенных расходов по статьям затрат, а также порядок их отнесения на себестоимость нужно определить самостоятельно исходя из особенностей вашего производства. Однако есть общие принципы, которых нужно придерживаться.
Так, к прямым затратам, непосредственно связанным с производством определенного вида продукции, работ или услуг, относите:*
- расходы на сырье, полуфабрикаты собственного производства;
- зарплату рабочих, непосредственно занятых в производственном процессе;
- взносы на обязательное пенсионное, социальное или медицинское страхование, в том числе и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний рабочих.
Кроме того, на прямые затраты можно отнести и стоимость услуг вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств. Главное, чтобы они были связаны непосредственно с производством.
Косвенными затратами признавайте общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Например:
- амортизацию;
- зарплату управленческого персонала;
- стоимость коммунальных услуг;
- расходы на аренду помещения и оборудования.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 25 и 26).
В бухучете как прямые, так и косвенные расходы отражайте в момент их возникновения. Были такие затраты оплачены или нет, направлены они на получение дохода или нет, значения не имеет. Об этом сказано в пунктах 16–18 ПБУ 10/99.
Расходы признавайте на основании первичных учетных документов. То есть тех документов, которые содержат все обязательные реквизиты. Такое указание есть в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Все расходы учитывайте в рублях. Те же, что выражены в иностранной валюте или условных единицах, пересчитайте в рубли в порядке, предусмотренном ПБУ 3/2006. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете поступление и использование валюты и валютной выручки.
Не все траты нужно признавать расходами, хотя учитывать их нужно. Так, стоимость приобретения основных средств расходом сама по себе не является. Но ее учитывают в первоначальной стоимости объекта. И только после ввода объекта в эксплуатацию списывают на расходы как амортизацию. Вот еще траты, которые в учете отражают, но к расходам не относят:
- вклады в уставные или складочные капиталы других организаций;
- покупка акций не для перепродажи;
- авансы;
- суммы, уплаченные в счет погашения долга по займу.
Такие исключения указаны в пункте 3 ПБУ 10/99.
Позаказный метод
Позаказный метод применяют:
- при единичном или мелкосерийном производстве;
- при выполнении работ по договорам подряда или возмездного оказания услуг;
- при производстве технически сложных изделий. Например, в кораблестроении, авиационной промышленности и т. п.;
- при выпуске продукции с длительным производственным циклом. В частности, в строительстве, энергетическом машиностроении и т. п.
При позаказном методе все затраты учитывают по конкретному заказу или по группе однородных заказов. На каждый заказ открывают карточку. Так как типовых форм карточек нет, их можно разработать самостоятельно. В карточке обычно указывают номер заказа, описание работ, срок, необходимый для выполнения заказа, а также количество единиц продукции, которое нужно произвести. Затраты по каждому заказу регистрируют по мере прохождения изделия по стадиям производства.
Прямые затраты, которые непосредственно связаны с выполнением заказа, отражайте по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами учета расходов. Чтобы обеспечить аналитический учет затрат, стоит открыть отдельные субсчета для каждого открытого заказа. Назвать эти субсчета можно, например, по номерам заказов: «Заказ № 1», «Заказ № 2» и т. д.*
Затраты отражайте следующим образом:*
Дебет 20 Кредит 10 (70, 69, 60...)
– учтены прямые затраты на выполнение производственного заказа.
Косвенные, то есть общепроизводственные и общехозяйственные, расходы накапливайте на одноименных счетах 25 и 26. В конце месяца, в котором был выполнен заказ, спишите эти суммы в дебет счета 20. При этом распределяйте данные расходы по каждому заказу пропорционально показателям, которые должны быть установлены в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, в производствах со значительной долей ручного труда косвенные расходы целесообразно распределять пропорционально зарплате основных производственных рабочих.
При отнесении косвенных расходов на себестоимость продукции делайте проводку:
Дебет 20 Кредит 25 (26)
– учтены в составе затрат на выполнение заказа общепроизводственные (общехозяйственные) расходы.
При учете общехозяйственных расходов такой порядок не применяйте, если учитываете их сразу на счет 90 «Продажи». Такое указание есть в пункте 9 ПБУ 10/99. Подробнее об этом см. Как списать общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*
Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;
Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.
Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.
Олег Хороший
начальник отдела налогообложения прибыли организаций
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3. Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).*
Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)»
Олег Хороший
начальник отдела налогообложения прибыли организаций
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
4. Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием
Да, нужно.
Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:*
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
- бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.
Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.
Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:
- компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
- на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.
Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.
Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).*
Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:
Назначение субсидии | Порядок признания доходов | |
Финансирование расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии. Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода |
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии. При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции |
|
Компенсация ранее произведенных расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав | Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств |
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации. Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений |
|
Компенсация недополученных доходов | Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств |
При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.
Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)»
Олег Хороший
начальник отдела налогообложения прибыли организаций
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
5. Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием
Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.
Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).
В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.
Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.
Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).
Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).*
Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800.
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)»
Олег Хороший
начальник отдела налогообложения прибыли организаций
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России