Расходы, поименованные в 25 главе НК РФ, не являются исчерпывающим списком расходов, принимаемых при исчислении базы по налогу на прибыль. Обосновано это тем, что перечни расходов в подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ не являются закрытыми. Следовательно, учитывать можно и не поименованные в 25 гл. НК РФ виды расходов.
При этом, главным критерием для принятия расходов в налоговом учете являются требования ст. 252 НК РФ, а именно их экономическая оправданность и документальное подтверждение. Под экономической обоснованностью понимают следующее:
-направленность расходов на получение доходов, т.е. использование товаров/работ/услуг в процессе производственной, коммерческой деятельности предприятия;
-обусловленность расходов требованиями законодательства либо спецификой деятельности предприятия.
В Вашей ситуации расходы на отлов бездомных собак вполне соответствуют этому критерию, а следовательно такие расходы могут быть приняты в налоговом учете.
Однако, с ИФНС при проверке могут возникнуть споры. Для обоснования Вашей позиции можно использовать следующие аргументы:
-Трудовое законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить безопасность работников при выполнении трудовых функций. На это прямо указывает ст. 212 ТК РФ. Мероприятия по отлову собак в Вашей ситуации являются исполнением обязанности работодателя по охране труда. В случае нападения собак на сотрудников работодатель будет нести ответственность за несоблюдение требований ТК, поскольку не принял мер для предотвращения ситуаций угрожающих жизни и здоровью работников.
-Нахождение бездомных собак на территории предприятия может вредить имиджу компании в восприятии клиентов и снижать уровень продаж, а также угрожать безопасности клиентов.
Также Вам понадобится следующее:
-безупречно оформленные первичные документы от исполнителя услуг.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
-письменное обоснование экономической оправданности таких расходов, это может быть служебная записка сотрудника, отвечающего за безопасность труда, начальника отдела продаж и другие документы демонстрирующие необходимость организации отлова собак.
В аргументации Вашей позиции Вам также поможет арбитражная практика. Последние годы при проверках инспекторы все чаще принимают во внимание позицию судов:
Постановление ФАС ЦО от 16.02.2006 N А54-2798/2005-С18. Здесь суд пришел к выводу, что затраты по отлову бездомных животных на территории налогоплательщика направлены на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, поэтому являются экономически обоснованными и включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными
Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ*). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.
Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»
Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.
Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.
Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008)*.
ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.
Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ)*.
Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.
Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения*. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.
В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить на налоге на прибыль*. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде экономии на налоге на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.*).
Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.
- Пункт 1
- Пункт 2
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль затраты на приобретение газонокосилки. В основной деятельности организации газонокосилка не используется
На практике налоговые инспекции возражают против включения в расчет налогооблагаемой прибыли расходов на приобретение имущества, которое не используется в качестве средств труда. Они считают такие затраты экономически необоснованными и не соответствующими критериям статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Однако в арбитражной практике есть примеры решений, которыми судьи признавали правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль за счет расходов на приобретение газонокосилок. Основанием для признания таких затрат служат положения подпункта 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Нормы этого подпункта позволяют включать в состав прочих расходов затраты на обеспечение пожарной безопасности организаций в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 утверждены Правила противопожарного режима. В соответствии с пунктом 77 этих Правил организации обязаны обеспечивать своевременную очистку своих объектов от мусора, тары, опавших листьев и сухой травы. Следовательно, если на территории организации расположены травянистые насаждения, уход за ними (в т. ч. периодические покосы газонов) является одним из способов исполнения этой обязанности. В связи с этим расходы на приобретение необходимого хозяйственного инвентаря (в т. ч. газонокосилок) являются экономически обоснованными. При условии документального подтверждения таких затрат организация вправе учесть их при расчете налога на прибыль.
Аналогичная точка зрения отражена в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2008 г. № Ф04-2260/2008(3201-А45-40), Поволжского округа от 4 сентября 2007 г. № А65-19675/2006-СА1-19 и Волго-Вятского округа от 28 февраля 2005 г. № А82-123/2003-А/2.
В некоторых из упомянутых постановлений судьи ссылаются на исполнение организациями требований приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313, которым были утверждены Правила пожарной безопасности. Несмотря на то что этот приказ утратил силу, аргументацией, приведенной в судебных решениях, организации могут воспользоваться и в настоящее время: требования по поддержанию территорий в пожаробезопасном состоянии сформулированы в Правилах противопожарного режима аналогичным образом.
Кроме того, затраты на приобретение газонокосилки можно обосновать и другими аргументами. Например, необходимостью выполнения условий договора аренды или маркетинговой политикой.
Если организация арендует здание с прилегающей к нему территорией, она обязана нести расходы по ее содержанию в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, в договоре аренды может быть предусмотрено условие о поддержании газонов в надлежащем состоянии и обязанность арендатора периодически скашивать траву на прилегающей к зданию территории. При наличии такой оговорки расходы на приобретение газонокосилки можно признать внереализационными на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Некоторые организации могут обосновать расходы на приобретение газонокосилок своей маркетинговой политикой. В этом документе нужно закрепить необходимость поддержания прилегающей территории в ухоженном состоянии для привлечения клиентов и увеличения спроса на реализуемые организацией товары (работы, услуги). Тогда такие расходы можно будет учесть при расчете налога на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается экономическая обоснованность расходов на приобретение газонокосилок для благоустройства территории (см., например, постановления ФАС Московского округа от 6 июля 2009 г. № КА-А41/5857-09 и от 11 января 2008 г. № КА-А40/13672-07*).
Учитывая, что официальная позиция контролирующих ведомств по рассматриваемой проблеме не обозначена, организации, включающие затраты на приобретение газонокосилок в расчет налога на прибыль, должны быть готовы доказывать их обоснованность в суде.
Из статьи журнала «ГД », №7, июль 2015
Саида Ганиева, Руководителя департамента юридического консалтинга компании «Аудэкс», Казань
Шесть поводов для расторжения трудового договора с Генеральным Директором
На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Почему выплачивать компенсации при увольнении бывает опасно
Какова взаимосвязь между мусором, собакой и увольнением
Что произойдет, если директор не закроет убыточное направление
Повод 3. Директор не соблюдал правила охраны труда
Собственники компании расторгли договор с руководителем АЗС из г. Владикавказа, поскольку тот нарушал нормы охраны труда. В частности, они обнаружили, что на территории АЗС были разбросаны пищевые отходы, по ней разгуливали бродячие собаки, пугавшие клиентов*. Кроме того, было установлено, что руководитель допускал к работе сотрудников без вводного инструктажа, обучения и стажировки на рабочем месте. Бывший директор пытался оспорить это решение в суде, однако поддержки не нашел (апелляционное определение Ростовского областного суда от 06.03.2014 по делу №33-3054/2014*).