Такие траты можно рассматривать как расходы на подбор персонала, аналогично оплате услуг кадрового агентства.
1) Бухучет. Проводки будут такие:
- Дебет 73 Кредит 50;
- Дебет 26 (44, если организация торговая) Кредит 73.
2) Налог на прибыль. Признание таких расходов при налогообложении влечет налоговый риск, потому что вопрос является спорным:
- налоговая инспекция может рассматривать эти затраты не как расходы на подбор персонала, а как подарки работникам, стоимость которых не учитывается при налогообложении. С другой стороны, дарение предполагает отсутствие какого-либо встречного исполнения, а вы вознаграждаете работников за конкретную услугу;
- признание расходов на подбор персонала налоговики связывают с результативностью подбора – остался ли новый сотрудник работать после испытательного срока или нет.
Разъяснений официальных органов непосредственно по ситуации, аналогичной вашей, нет, поэтому во многом возможность признания «налоговых» расходов зависит от правильного оформления документов. Подробнее об этом вы можете узнать из нижеследующих рекомендаций и статей.
И если вы не готовы к спору с проверяющими, то советуем обратиться за разъяснениями о возможности признания таких расходов в свою налоговую инспекцию, а также с официальным запросом в Минфин России, и действовать согласно полученным разъяснениям.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как оформить и отразить в бухучете выдачу сотруднику или его ребенку подарка
Обычно подарки носят непроизводственный характер. Их выдают к какому-либо событию, например, к празднику, дню рождения и т. д. Также организация может выдавать подарки детям сотрудников, например, к Новому году.
Подарки сотрудникам, а также их детям передаются на безвозмездной основе – по договору дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Такой договор можно заключить как в устной, так и в письменной форме. Однако есть случаи, когда письменная форма договора дарения обязательна. В частности, если сотруднику дарят:
- имущество стоимостью более 3000 руб.;
- недвижимое имущество.
Об этом говорится в статье 574 Гражданского кодекса РФ.
Основанием для выдачи подарков будет приказ руководителя.
Бухучет
Все расчеты с сотрудниками, кроме оплаты труда, отражайте с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Этого же порядка придерживайтесь и при выдаче подарков. При этом корреспонденция в проводках зависит от того, что передано сотруднику в качестве дара.
2. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как отразить при налогообложении выдачу сотруднику или его ребенку подарка. Организация применяет общую систему налогообложения
НДФЛ и страховые взносы
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, со стоимости подарков, превышающих 4000 руб., удержите НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 28 ст. 217 НК РФ). Подробнее о порядке удержания НДФЛ со стоимости подарка, а также о порядке начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование см. Как отразить при налогообложении выдачу сотруднику (ребенку сотрудника) подарка. Организация применяет специальный налоговый режим.
Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какой режим налогообложения применяет организация.
ОСНО: налог на прибыль
Стоимость безвозмездно переданного имущества не включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому при расчете налога на прибыль стоимость выданных подарков сотрудникам и их детям не учитывайте. Такой вывод следует из пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-03-06/1/523.
3. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга
Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на оплату услуг кадровых агентств по подбору персонала при отсутствии положительного результата
Нет, нельзя.
Расходы по подбору персонала, в том числе на оплату услуг кадровых агентств, можно учесть в составе прочих расходов только при одном условии – организация фактически набрала сотрудников (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ). В противном случае такие расходы нельзя рассматривать как экономически обоснованные. Следовательно, уменьшать на них налогооблагаемую прибыль нельзя (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой позиции придерживаются контролирующие ведомства (письма Минфина России от 4 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/504, от 1 июня 2006 г. № 03-03-04/1/497 и УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398).
4. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 7, апреля 2011
На постоянную работу требуются… или Как учесть расходы на поиск персонала
Организация может искать нужных работников собственными силами либо обратиться в специализированное агентство по подбору кадров. Независимо от выбранного варианта затраты, связанные с набором работников, она вправе признать при исчислении налога на прибыль. Это следует из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
В ходе проверок налоговые органы нередко исключают расходы на поиск персонала из налоговой базы по налогу на прибыль. Свои действия они аргументируют по-разному. Например, ссылаются на дублирование функций в случае, когда в штате организации есть отдел кадров или другое аналогичное подразделение, но подбором персонала занималось специализированное кадровое агентство, и отказывают в признании в целях налогообложения прибыли расходов на оплату услуг кадрового агентства.
Допустим, кадровое агентство, с которым у организации был заключен договор на подбор персонала, так и не нашло нужного специалиста либо найденный работник не устроил работодателя или уволился сам в течение испытательного срока. В подобных ситуациях, по мнению налоговых органов, расходы на подбор персонала также нельзя учесть при расчете налога на прибыль, поскольку данные расходы не являются экономически оправданными, то есть не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. Рассмотрим, как можно обосновать расходы на поиск персонала в этих и других возможных ситуациях из практики.
Ситуация первая — несмотря на наличие отдела кадров, организация заключила договор на подбор персонала с кадровым агентством
Наличие в структуре организации инспектора или иного специалиста по кадрам либо подразделения, занимающегося кадровыми вопросами (отдела кадров, управления по персоналу, кадровой службы и др.), не является препятствием для признания расходов на оплату услуг по подбору персонала, оказанных сторонними кадровыми агентствами. Именно к таким выводам чаще всего приходят арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 09.11.2007 № КА-А40/10001-07 по делу № А40-38224/06-140-265 и от 19.08.2009 № КА-А40/7963-09 по делу № А40-93568/08-87-466).
чтобы у организации, имеющей в штате инспектора по кадрам или отдел кадров (управление по персоналу, кадровую службу) и, несмотря на это, заключившей с кадровым агентством договор на поиск сотрудников, не возникло разногласий с налоговыми органами, необходимо подтвердить, что функции штатных работников и кадрового агентства не дублируются. Для этого понадобится положение об отделе кадров (управлении по персоналу, кадровой службе) либо иной документ, регламентирующий работу данного подразделения. В таком документе целесообразно указать, что поиск персонала в функции отдела кадров не входит. Отдел кадров лишь занимается ведением кадрового делопроизводства, то есть оформляет трудовые договоры с работниками, заполняет, учитывает и хранит трудовые книжки и личные карточки работников, готовит документы для оформления пенсий, государственных пособий и др. В положении о кадровом подразделении можно также указать, что при появлении вакансий подбором сотрудников занимается специализированное кадровое агентство (несколько агентств), с которым организация заключает отдельный договор.
Допустим, в штате компании нет отдела кадров или управления по персоналу, а решение кадровых вопросов и кадровое делопроизводство возложены на инспектора по кадрам, секретаря-референта или другого работника. В этом случае функции такого работника, связанные с решением кадровых вопросов, необходимо закрепить в его должностной инструкции. Из должностной инструкции должно следовать, что обязанности штатного специалиста по кадрам не дублируют функции, выполняемые сторонними кадровыми агентствами.
Нередко отдел кадров (управление по персоналу, инспектор по кадрам) все-таки занимается поиском работников, но не на все должности. Так, в обязанности подобного отдела может входить подбор кандидатов на рядовые должности (например, продавцов, кассиров, менеджеров, бухгалтеров, водителей). А поиск работников на руководящие должности (например, начальников отделов, главного бухгалтера и его заместителя) поручается специализированному кадровому агентству. Соответствующее разделение полномочий между собственной кадровой службой и сторонними организациями необходимо закрепить в положении о кадровой службе (об отделе кадров, управлении по персоналу) и должностных инструкциях работников этой службы.
Ситуация четвертая — работник, найденный кадровым агентством, принят на работу, но затем уволен как не прошедший испытательный срок
В трудовые договоры обычно включается условие о том, что работнику устанавливается испытательный срок определенной продолжительности для проверки его соответствия поручаемой работе. Испытательный срок не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных подразделений, а также главных бухгалтеров и их заместителей — шести месяцев (ст. 70 ТК РФ). Отсутствие в трудовом договоре условия об испытательном сроке означает, что работник принят на работу без испытания.
Если работник не справляется с должностными обязанностями, работодатель имеет право до истечения испытательного срока расторгнуть с ним трудовой договор. Достаточно лишь письменно предупредить об этом работника не позднее чем за три дня до увольнения и разъяснить ему причины расторжения трудового договора (ст. 71 ТК РФ).
В случае увольнения работника, предложенного кадровым агентством, но не прошедшего испытательный срок, порядок отражения расходов на оплату услуг по подбору персонала зависит от объема обязательств кадрового агентства, установленных в договоре.
Кадровое агентство обязано лишь подобрать кандидатов. При наличии в договоре с кадровым агентством такой формулировки факт увольнения работника, не прошедшего испытательный срок, никак не влияет на возможность налогового учета расходов на оплату услуг по поиску персонала.
Иными словами, организация-заказчик вправе признать расходы на оплату услуг кадрового агентства на дату подписания акта об оказании услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). В таком акте должно быть оговорено, сколько кандидатов обязано подобрать кадровое агентство согласно условиям договора и сколько фактически предложило, а также указаны фамилия, имя, отчество каждого найденного кандидата. К акту целесообразно приложить анкеты, резюме и (или) результаты тестирования кандидатов (копии указанных документов), из которых можно установить, что предложенные соискатели соответствовали требованиям организации-заказчика.
Обязательства кадрового агентства считаются исполненными, как только с найденным кандидатом будет заключен трудовой договор либо он приступит к работе. В этом случае организация-заказчик признает расходы на оплату услуг кадрового агентства по поиску персонала после того, как примет предложенного кандидата на работу (либо он фактически приступит к исполнению трудовых обязанностей) и подпишет с кадровым агентст-вом акт об оказании услуг. Последующее увольнение работника, не прошедшего испытательный срок, на признание расходов в налоговом учете заказчика не влияет. Главное, чтобы кандидат, принятый на работу, соответствовал требованиям, указанным организацией в заявке на подбор персонала.
Обязательства кадрового агентства считаются исполненными, если найденный кандидат успешно пройдет испытательный срок. При увольнении работника, предложенного кадровым агентством, но не прошедшего испытательный срок, расходы на подбор персонала не следует признавать при расчете налога на прибыль. Ведь данные расходы не являются экономически оправданными и, значит, не соответствуют требова-ниям статьи 252 НК РФ.
В подобной ситуации рекомендуем организациям предусматривать в договорах, заключаемых с кадровыми агентствами, поэтапное оказание услуг и поэтапный расчет с агентством. Стоимость услуг по подбору кадров организация-заказчик будет включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, по мере выполнения кадровым агентством соответст-вующего этапа оказания услуг.
Ситуация шестая — работник, предложенный кадровым агентством, был принят на работу, но в течение испытательного срока уволился по собственному желанию
Во время испытательного срока не только работодатель проверяет, подходит ли ему новый работник и справляется ли он с порученной ему работой. Работник в свою очередь также решает, устраивает ли его новое место и условия работы. Если в течение испытательного срока работник придет к выводу, что предложенная работа ему не подходит, он вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию (ст. 71 ТК РФ). О своем намерении работник обязан письменно предупредить работодателя за три дня до увольнения.
Увольнение по собственному желанию нового сотрудника, предложенного кадровым агентством, не влияет на правомерность признания в налоговом учете организации-заказчика расходов на оплату услуг по подбору персонала. Ведь кадровое агентство выполнило свои обязательства по договору — нашло нужного работника. К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 19.02.2008 № Ф09-477/08-С2 по делу № А07-9196/07.
Таким образом, если новый работник по собственной инициативе уволился в течение испытательного срока, организация-работодатель не обязана корректировать налоговую базу по налогу на прибыль и исключать из нее расходы на оплату услуг по поиску данного работника. Перечисление обязательств кадрового агентства в договоре при этом не имеет значения. Тем более что кадровые агентства, как правило, не берут на себя обязательств по замене кандидата в случае его увольнения по собственному желанию в течение испытательного срока либо после его завершения
5. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов
Обратиться в налоговую инспекцию можно:
- устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
- по электронной почте через Интернет;
- по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
- письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.
Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.
6. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству
Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.
Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.
Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.