Ответ на Ваш вопрос зависит от того есть ли у Вас лицензия на заготовку, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
Есть ли есть, то Вы верно реализовали без НДС, не выставляя счетов-фактур. При этом освобождение по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ не является льготой, а, следовательно, требовать перечисленные документы, налоговая не вправе, но вправе потребовать копию лицензии и методику ведения раздельного учета.
Если у Вас отсутствует лицензия, то Вы обязаны были начислить НДС и выставить счет-фактуру. Это связано с тем, что реализация лома не облагается НДС без лицензии только, если лом получен в результате собственного производства, а не приобретенный у третьих.
Если он был приобретен и у Вас нет лицензии, то реализация облагается НДС по ставке 18%. Более того если Вы совершили такую операцию не имея лицензии, то Вы нарушили законодательство, осуществляя лицензируемую предпринимательскую деятельность, без наличия таковой.
Обоснование
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 04.05.2011 № 99-ФЗ
«34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;»
2. Из статьи
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 10, МАЙ 2015
«Мы доказали, что реализация металлолома без соответствующей лицензии не облагается НДС»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Лом металлов получен в результате собственного производства
Основная деятельность компании — ремонт техники, а не реализация
Лом, образовавшийся после ремонта, можно продать без разрешения
Ирина Стародубцева,
аудитор-эксперт ООО «Афина»
—Кнам за помощью обратилась компания, которой по результатам выездной проверки налоговики отказали в применении льготы по НДС в отношении операций по реализации металлолома, образовавшегося в результате ремонта спецтехники (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Мы подготовили возражения на акт проверки и успешно оспорили доначисления инспекторов, которые составили несколько миллионов рублей.
—Как налоговики обосновали свой отказ в применении освобождения от уплаты налога?
—Контролеры заявили, что у организации отсутствовали лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов. А это основное условие, при соблюдении которого можно воспользоваться освобождением (п. 6 ст. 149 НК РФ).
— Как вам удалось доказать, что право на использование льготы по НДС не зависит от наличия лицензии? Ведь в пункте 6 статьи 149 НК РФ прямо установлено, что перечисленные в этой статье операции освобождаются от налогообложения при наличии соответствующих разрешений.
— Наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности компании подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством (читайте также ниже).
ЧИТАЙТЕ НА E.RNK.RU
Еще больше полезных материалов
Для осуществления отдельных видов деятельности организациям и предпринимателям необходимо получить соответствующую лицензию или допуск, выдаваемый саморегулируемой организацией (ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).
Практика показывает, что зачастую учет платежей за лицензирование или вступление в СРО вызывает споры с налоговиками. Исполнителя, не имеющего специального разрешения, могут привлечь к административной ответственности и обвинить в незаконном предпринимательстве. Он рискует потерять льготы по НДС, установленные для определенных видов деятельности. А у заказчика возникают риски, что налоговики откажут в признании налоговых расходов и вычете НДС или обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды.
Подробнее о том, во сколько компании обойдется приобретение лицензии или вступление в СРО, какая ответственность грозит за осуществление деятельности без лицензии или разрешения, а также каковы в этом случае налоговые последствия, читайте в статье «Отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО может привести к налоговым потерям у обеих сторон по сделке» // РНК, 2013, № 1-2
Однако ни нормами Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ни Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.12 № 1287 (далее — Положение о лицензировании), не установлено запрета на реализацию без лицензии металлолома, образовавшегося в связи с осуществлением ремонта специализированной транспортной техники.
НОРМА ЗАКОНА
Реализация лома металлов не облагается НДС только при наличии соответствующей лицензии
Реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не облагается НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но только при наличии соответствующих лицензий на осуществление такой деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ и п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Иначе операции облагаются по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ и письмо Минфина России от 17.07.13 № 03-03-05/27903)
— То есть нюанс в том, что металлолом образовался именно в результате действий самой компании?
— Да, Положение о лицензировании определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у таких лиц в процессе собственного производства (п. 1).
Лицензируемая деятельность включает в себя заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов (подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании). Под заготовкой понимается приобретение лома черных или цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации (п. 4 Положения о лицензировании).
«Компания получала металлолом в процессе собственного производства»
Помимо Положения о лицензировании, на территории РФ действуют Правилаобращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.05.01 № 369 (далее —Правила). Эти Правила регламентируют организацию деятельности по приему лома на объектах по приему лома и отходов черных металлов (разд. II«Требования к организации приема лома и отходов черных металлов» и III«Порядок приема и учета лома и отходов черных металлов» Правил).
Таким образом, Положение о лицензировании и Правила регламентируют такой самостоятельный вид деятельности, как заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов на соответствующих объектах по приему лома и отходов черных металлов.
— А в НК РФ существует понятие «собственное производство»?
— Дефиниция «собственное производство» в налоговом законодательстве отсутствует. При этом в сложившейся арбитражной практике под собственным производством понимается осуществляемая в рамках ОКВЭД предпринимательская деятельность юридического лица.
Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в споре о правомерности применения льготы по НДС при отсутствии лицензии отметил, что проведение работ по демонтажу оборудования и вывозу мусора является неотделимой частью деятельности предприятия (постановление от 13.05.14 № 17АП-3996/2014-АК).
— Получается, реализация черного лома для проверяемой компании — это не основной вид деятельности?
— Основным видом деятельности проверяемой компании был ремонт специализированной транспортной техники. В процессе ремонта в соответствии с условиями договоров с заказчиком (заказчиком является транспортная компания, владелец специализированной транспортной техники) у налогоплательщика образовывались отходы лома, в том числе лом черных металлов (демонтированные рельсы), которые впоследствии организация реализовывала в специализированную организацию.
Компания приходовала на баланс детали, узлы и агрегаты, снятые с транспортной техники, которые не являются безвозмездно полученным имуществом. Механизм ценообразования (уменьшение цены по договору на ремонт специализированной транспортной техники) учитывает стоимость возвратных отходов (лом черных металлов).
Получается, проверяемый налогоплательщик получал металлолом в процессе собственного производства, то есть выполнения работ по ремонту специализированной транспортной техники, а не в рамках самостоятельного вида деятельности.
«Законодательство не запрещает продавать без лицензии металлолом, образовавшийся после ремонта спецтехники»
— А есть ли судебная практика, подтверждающая такой подход?
— Нам удалось найти аналогичный спор — решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга от 29.04.14 № А56-73152/2013. В этом деле суд отметил следующее: «Возвратные материалы и конструкции становятся собственностью общества с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат, а размер оплаты за выполненные заявителем работы уменьшается на сумму стоимости материалов и конструкций, фактически полученных от разборки зданий и сооружений». Это, по мнению суда, также свидетельствует о том, что общество не осуществляло самостоятельный вид деятельности по заготовке лома черных металлов (оставлено в силе постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.14 № А56-73152/2013).
Таким образом, нам удалось убедить инспекторов, что льготирование НДС при отсутствии лицензии в рассматриваемой ситуации было обоснованным.
Вышестоящий налоговый орган поддержал доводы компании и отменил решение по проверке.
3. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
- если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
- если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
- если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.
Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.
Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.
Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. При совершении этих операций НДС могут не платить любые организации. Следовательно, истребование каких-либо документов, подтверждающих право на освобождение в подобных операциях, не допускается.
Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмом Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.