Нет, не возникает при выполнении всех условий, содержащихся в подпункте 12 пункта 2 статьи 146 налогового кодекса России. При этом раздел 7 заполните с кодом 1010815, а подробный порядок установления срока полезного использования и отражения в учете операций по госпошлине и процентам содержится в материалах Системы Главбух
1. Статья: Полученные займы не показывают в декларации по НДС
«…Получили заем от другой компании. На сумму процентов эта компания оформляет и передает нам счета-фактуры. Требуется ли сумму процентов из таких счетов-фактур отражать в графе 3 раздела 7 декларации по НДС, где показывают необлагаемые операции?..»
Из письма главного бухгалтера Елены Василенко, г. Москва
Нет, Елена, не требуется. Раздел 7 декларации по НДС требуется заполнять, если у компании были операции, упомянутые в названии этого раздела. В частности, это:*
- операции, не облагаемые НДС (к примеру, предоставление займов);
- операции, не признаваемые объектом для НДС (к примеру, продажа земли);
- продажа товаров, местом реализации которых не признается Россия;
- получение авансов в счет поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых превышает шесть месяцев.
Выручку от таких операций отражают в графе 2 раздела 7. А стоимость товаров, работ или услуг, приобретенных для осуществления этой операции, показывают в графе 3 (п. 44.3, 44.4 Порядка заполнения декларации, утв.приказом Минфина России от 15.10.09 № 104н).
При отсутствии перечисленных операций заполнять раздел 7 не требуется. Причем даже если компания, как в вашем случае, приобретала товары, работы или услуги, не облагаемые НДС. Это подтверждает и УФНС России по г. Москве (письмо от 29.12.10 № 16-15/137687@)*.
Некоторые инспекторы требуют отражать в разделе 7 все не облагаемые НДС покупки, в том числе и проценты по полученным займам. Если инспекция выдвигает такое требование, то можно отразить проценты в декларации. Раздел является справочным и на налоговые обязательства компании не повлияет*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Елена Кузнецова,
эксперт «УНП»
2. Книга: Коды операций для заполнения декларации по НДС
В письме ФНС России от 28.03.2011 № КЕ-4-3/4782@ налогоплательщикам рекомендуется применять следующие коды:*
— код 1010815 — для операций по реализации (передаче) на территории РФ государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, казну республики, края, области, города, автономного округа, автономной области, муниципального образования (подп. 12 п. 2 ст. 146 Кодекса)*;
НАЛОГОВЫЙ ОТЧЕТ 2014
3. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 15.10.2009 № 104Н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»
44. Раздел 7 декларации заполняется налогоплательщиком либо налоговым агентом*.
44.1. При заполнении раздела 7 декларации необходимо отразить ИНН и КПП налогоплательщика (налогового агента); порядковый номер страницы.
44.2. В графе 1 по строке 010 отражаются коды операций в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку*.
При отражении в графе 1 по строке 010 операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графах 2, 3 и 4 по строке 010.
При отражении в графе 1 по строке 010 операций, не признаваемых объектом налогообложения, а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2 по строке 010. При этом показатели в графах 3 и 4 по строке 010 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк)*.
44.4. В графе 3 по строке 010 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению налогом, отражается стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, а именно:*
- стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом в соответствии со статьей 149 Кодекса;
- стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у налогоплательщиков, применяющих освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога в соответствии со статьей 145 Кодекса;
- стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у лиц, не являющихся налогоплательщиками налога*».
4. Статья: Решения сложных вопросов по НДС при аренде и выкупе государственного или муниципального имущества
Какое имущество выгоднее выкупать у государства малому и среднему бизнесу
Чтобы организация смогла выкупить у государства имущество без перечисления НДС в бюджет, необходимо выполнить следующие условия (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ) .
Во-первых, компания должна являться субъектом малого или среднего предпринимательства, то есть соответствовать критериям, приведенным в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»*.
Во-вторых, она должна арендовать имущество, которое собирается выкупить. Причем речь идет только о недвижимости (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.08 № 159-ФЗ)*.
В-третьих, предметом сделки может быть только государственная или муниципальная недвижимость, которая составляет казну субъекта РФ или муниципального образования и не закреплена на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за каким-либо ГУПом или МУПом. Положения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не распространяются на операции по реализации имущества, составляющего государственную казну РФ (письмо ФНС России от 12.05.11 № КЕ-4-3/7618@)*.
Получается, что организации, выкупающие у государства недвижимость, поставлены в неравные условия. Если они арендуют и выкупают имущество, находящееся в федеральной собственности, то они признаются налоговыми агентами, а значит, обязаны удержать НДС и уплатить его в бюджет. Только в случае аренды недвижимости у собственника на уровень ниже — начиная с субъекта РФ — они смогут воспользоваться льготой по НДС при его выкупе*.
В-четвертых, переход права собственности на указанную недвижимость к организации малого или среднего бизнеса должен быть зарегистрирован 1 апреля 2011 года или позднее. Дата оплаты выкупаемого имущества значения не имеет (письма Минфина России от 08.11.11 № 03-07-11/305 , от 29.08.11 № 03-07-14/88 , от 29.07.11 № 03-07-07/40 и ФНС России от 16.09.11 № ЕД-2-3/753)*.
Если свидетельство о государственной регистрации права собственности датировано ранее 1 апреля 2011 года, а расчеты производятся уже после указанной даты, покупатель недвижимости признается налоговым агентом и должен перечислить НДС в бюджет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 12.05.11 № КЕ-4-3/7618@* .
Организация малого или среднего бизнеса, которая выполнила все четыре условия, не обязана составлять счет-фактуру по данной сделке. Однако ей необходимо заполнить раздел 7 декларации по НДС (утв. приказом Минфина России от 15.10.09 № 104н)*
В случае выкупа имущества, реализация которого не облагается НДС, например муниципального земельного участка или ценных бумаг, приобретатель не признается налоговым агентом по НДС (письма Минфина России от 13.01.10 № 03-07-11/03 и от 14.05.09 № 03-07-07/42)*.
Организации — субъекты малого или среднего бизнеса вообще освобождены от уплаты НДС при выкупе госимущества (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Но эта льгота действует с существенными ограничениями*.
Есть основания не включать проценты по рассрочке в налоговую базу по НДС. В Минфине России считают, что налоговую базу по НДС следует увеличить на сумму процентов, выплачиваемых покупателем за рассрочку или отсрочку платежа (письма от 09.09.10 № 03-07-11/380 и от 29.07.10 № 03-07-11/320). Такого же мнения придерживается и ФНС России (письмо от 12.05.10 № ШС-37-3/1426@)*.
Однако указанная позиция не является бесспорной. Арбитражные суды приходят к выводу, что проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставлена рассрочка, не являются объектом обложения НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.12 № А26-4056/2011 и от 13.01.12 № А42-1693/2011). Ведь проценты представляют собой плату за коммерческий кредит, а не за реализованное имущество. Следовательно, они не являются доходом продавца от реализации этого имущества, а относятся к его внереализационным доходам, не связанным с реализацией. Данный вывод основан на разъяснениях, приведенных в пункте 14 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ № 13 и Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.98*.
Черевадская О. Е.,
директoр по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»,
победитель Всероссийского конкурса «Лучший аудитор России»
5. Рекомендация: Как начислить НДС при получении сумм, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)
Дополнительные поступления при оплате
К дополнительным поступлениям, связанным с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в частности, относятся: проценты по коммерческому кредиту*, бюджетные субсидии и т. д.
Если товары (работы, услуги), с которыми связано получение соответствующих сумм, НДС не облагаются, налог не начисляйте (п. 2 ст. 162 НК РФ)*.
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
6. Ситуация: Как рассчитать НДС, который организация должна перечислить в бюджет как налоговый агент, поскольку выкупает у органа госвласти ранее арендованное здание и прилегающий к нему участок. Оплата производится в рассрочку на пять лет с процентами
Продажа имущества с предоставлением рассрочки по оплате признается коммерческим кредитом (ст. 823 ГК РФ)*.
Пример расчета и отражения в бухучете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при выкупе государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Организация, которая не является субъектом малого предпринимательства, приобретает у городского Департамента имущественных отношений здание магазина и прилегающий к нему земельный участок. Оплата объектов производится в рассрочку в течение пяти лет*
В августе 2014 года ООО «Торговая фирма "Гермес"» заключило с городским Департаментом имущественных отношений договор купли-продажи здания магазина и прилегающего к нему земельного участка. Рыночная стоимость здания, указанная в договоре, составляет 15 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 2 324 136 руб.), стоимость земельного участка – 1 040 000 руб. Право собственности «Гермеса» на приобретенное имущество зарегистрировано 31 августа 2014 года.
Согласно условиям договора «Гермес» покупает данные объекты с рассрочкой платежа сроком на пять лет: с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2019 года. Плата за коммерческий кредит составляет 5 процентов годовых.
Общая сумма ежемесячного платежа составляет 271 266 руб., в том числе:
- плата за здание – 253 933 руб. (в т. ч. НДС – 38 736 руб.) (15 236 000 руб. : 60 мес.);
- плата за земельный участок – 17 333 руб. (1 040 000 руб. : 60 мес.).
По условиям договора первый платеж (за сентябрь 2014 года) «Гермес» перечисляет 1 октября 2014 года.
Сумма процентов, начисленных за сентябрь, составляет 66 888 руб., в том числе:
- за рассрочку по оплате здания – 62 614 руб. (15 236 000 руб. ? 5% : 365 дн. ? 30 дн.);
- за рассрочку оплаты земли – 4274 руб. (1 040 000 руб. ? 5% : 365 дн. ? 30 дн.).
Реализация земельных участков, а также проценты за рассрочку оплаты земли не облагаются НДС. Поэтому с суммы процентов за рассрочку по оплате земли бухгалтер «Гермеса» не удерживал НДС.
В сентябре:*
Дебет 91-2 Кредит 76
– 57 337 руб. (66 888 руб. – 9551 руб.) – начислены проценты по коммерческому кредиту за сентябрь.
Аналогичные проводки (на соответствующие суммы) бухгалтер «Гермеса» сделал в конце ноября и декабря 2014 года*.
Аналогичные проводки (на соответствующие суммы) бухгалтер сделает в феврале и марте 2015 года*.
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
7. Статья: Порядок учета процентов по кредитам продлен
В каком размере проценты по долговым обязательствам (кредитам и займам) учитываются в расходах при исчислении прибыли в 2014 году?
Поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 306-ФЗ, сохраняют порядок нормирования расходов в виде процентов по долговым обязательствам исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ на 2014 год в том виде, в котором он применялся в 2013 году*.
Напомним: налоговое законодательство к долговым обязательствам относит различные виды кредитов и займов независимо от способов их оформления. Это кредиты, товарные и коммерческие кредиты*, займы, банковские вклады, банковские счета и иные заимствования.
По общему правилу, установленному подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, проценты, уплачиваемые по долговым обязательствам, организация-заемщик вправе отнести к внереализационным расходам с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ. Для целей налогообложения прибыли расходы в виде процентов, уплачиваемых по долговым обязательствам, нормируются. Порядок расчета норматива как раз и предусмотрен статьей 269 НК РФ. Начисленные проценты признаются в расходах лишь в случае, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Если же у строительной организации отсутствуют долговые обязательства, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях или по ее выбору, расход рассчитывается в виде процентов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ*.
С 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года включительно предельная величина процентов по долговым обязательствам принималась равной ставке, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза – при оформлении долгового обязательства в рублях*.
Как уже отмечалось, действие повышенных коэффициентов продлено на 2014 год. Так что по рублевым обязательствам порядок исчисления сумм процентов, учитываемых в расходах, в 2014 году не изменился*.
Е.А. Орлова,
налоговый консультант ООО «МодернСтрой»
8. Ситуация: Нужно ли в налоговом учете включить в первоначальную стоимость имущества госпошлину, уплаченную за регистрацию прав на объекты недвижимости, а также за регистрацию транспортных средств
Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ). Объясняется это тем, что к моменту ввода основного средства в эксплуатацию его первоначальная стоимость должна быть сформирована. Изменять первоначальную стоимость можно только при реконструкции объекта, его модернизации, достройки, дооборудования, техническом перевооружении, частичной ликвидации или при наличии других аналогичных оснований. Это следует из положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Регистрация прав на объект недвижимости (регистрация транспортного средства) к таким основаниям не относится. Поэтому увеличивать первоначальную стоимость основного средства на сумму уплаченной госпошлины в таком случае неправомерно*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
9. Статья: Три ситуации, когда основные средства надо учитывать по новым правилам
Пример 1: Как амортизировать недвижимое имущество, введенное в эксплуатацию в 2013 году
ООО «Кросс-плюс» 17 января 2013 года приобрело здание для производственных нужд за 5 900 000 руб. (в том числе НДС — 900 000 руб.). С 1 марта объект начали использовать. А документы на госрегистрацию компания подала только 22 мая. Госпошлина составила 15 000 руб.* Права на здание зарегистрированы на организацию 11 июня.
На 22 мая 2013 года:*
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Государственная пошлина»
— 15 000 руб. — учтена госпошлина за регистрацию права собственности на здание.
Дмитрий Блинов,
эксперт журнала «Главбух»
10. Ситуация: Как определить срок полезного использования основного средства, бывшего в эксплуатации
В бухгалтерском и налоговом учете срок полезного использования основного средства определяется по-разному.
Для целей налогового учета срок полезного использования определяется на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. При этом если приобретенное основное средство ранее уже эксплуатировалось, то при расчете амортизации линейным методом срок полезного использования можно уменьшить на срок службы у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 НК РФ). При нелинейном методе основное средство, бывшее в эксплуатации, включается в ту амортизационную группу, в которую оно было включено у предыдущего собственника (т. е.срок полезного использования не уменьшается) (п. 12 ст. 258 НК РФ). Подробнее об этом см. Как рассчитать амортизацию основных средств, бывших в эксплуатации, в налоговом учете*.
В бухучете срок полезного использования основного средства организация определяет самостоятельно с учетом критериев, перечисленных в пункте 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-06-01-04/77). Формально уменьшение срока полезного использования на срок службы у предыдущего собственника в нем не предусмотрено. Однако в этом пункте сказано, что срок полезного использования организация должна определять с учетом предполагаемого физического износа основного средства. Поскольку срок полезного использования организация определяет самостоятельно, то его можно установить таким же, как и в налоговом учете (уменьшить на срок эксплуатации у предыдущего собственника – при линейном методе или оставить без изменения – при нелинейном методе). При этом выбранный срок полезного использования объекта основных средств устанавливается приказом руководителя, составленным в произвольной форме*.
Из этого правила есть исключения. В бухучете организация может устанавливать срок полезного использования на основании Классификации, предусмотренной для налогового учета (абз. 1 п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Такой вариант организация должна закрепить в учетной политике для целей бухучета. В этом случае при приобретении основного средства, бывшего в эксплуатации, срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете может не совпасть (если организация применяет линейный метод). В результате в учете организации будут возникать временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02)*.
Главбух советует: если организация рассчитывает амортизацию в налоговом учете линейным методом, в учетной политике для целей бухучета установите, что срок полезного использования по новым основным средствам определяется согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, по бывшим в эксплуатации – согласно пункту 20 ПБУ 6/01. Такая формулировка позволит избежать временных разниц. Если организация применяет в налоговом учете нелинейный метод, то в бухучете целесообразно опираться только на Классификацию, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
06.06.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.