Ответ на Ваш вопрос зависит от того, что за расходы отражены на счете 91, для правомерного учета данных расходов необходимо зависший 91 счет проанализировать.
Если нет возможности определи что это за расходы, то их лучше не учитывать при расчете налога на прибыль, а с учетом того что расходы висят 5 лет, то расходы более 3-х летнего сроку налоговики исключат, даже при условии что расходы обоснованны.
Что касается дебиторской задолженности то организация должна была ее списать по истечении срока давности, т.е через 3 года, а у Вас она висит уже 10 лет то налоговики откажут в учете данных расходов.
С учетом изложенного, зависшие расходы сроком более 3-х лет, лучше не учитывать при расчете налога на прибыль, по расходам менее 3-х лет надо подать уточненную декларацию.
В бухгалтерском учете расходы списываются на счет 84.
Обоснование
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как при расчете налога на прибыль методом начисления учесть прямые и косвенные расходы, если в отчетном периоде доходы от реализацииотсутствуют. Организация не относится к вновь созданным
Если в отчетном периоде отсутствуют доходы, организация может признать только косвенные расходы.*
Объяснение простое – признавать прямые расходы можно только по мере реализации товаров, работ или услуг, в стоимости которых затраты включают. Прямые расходы, которые относятся к остаткам нереализованной продукции, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Что же касается косвенных расходов, то они к полученной выручке никак не привязаны. Их можно учесть в текущем периоде. А расходами в налоговом учете признают только издержки, которые отвечают следующим критериям:
- направлены на получение доходов и экономически обоснованы;
- документально подтверждены.
Таковы требования пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
При этом если конкретный расход не приносит организации прямых доходов, то это не значит, что он необоснован. Достаточно, чтобы он был необходим для деятельности, результатом которой будет полученный доход. Поэтому косвенные расходы организации можно признать и в том случае, когда доходы в отчетном периоде еще не получены. Такие выводы выражены и в письмах Минфина России от 25 августа 2010 г. № 03-03-06/1/565, от 21 мая 2010 г. № 03-03-06/1/341, от 8 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/821.*
Из рекомендации
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
как в бухучете отражать общехозяйственные расходы, если доходов от своей деятельности организация не получает
Общехозяйственные расходы (например, зарплату управленческого персонала, расходы на аренду офиса и другие расходы, связанные с освоением и развитием бизнеса), как и остальныерасходы, нужно учитывать независимо от того, приведут они к получению дохода или нет (п. 16–18 ПБУ 10/99). Поэтому, даже если организация не получает доходов от своей деятельности, эти расходы все равно должны быть полностью отражены на счетах бухучета.
Общехозяйственные расходы, которые отражаются на одноименном счете 26, учитывайте одним из следующих способов:*
- списывайте их на счет 20 «Основное производство»;
- учитывайте их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» на субсчете «Прочие расходы».
В первом случае общехозяйственные расходы будут учитываться в составе расходов основного производства (т. е. по дебету счета 20 (Инструкция к плану счетов)), формируя полную себестоимость готовой продукции. Когда организация начнет получать доходы, с учетом этихзатрат будет формироваться финансовый результат от реализации (п. 18 и 19 ПБУ 10/99).
Во втором случае расходы будут непосредственно формировать финансовый результат (убыток) отчетного периода (т. е. учитываться по дебету счета 91-2) (Инструкция к плану счетов).*
До 1 января 2011 года общехозяйственные расходы можно было учитывать, используя еще исчет 97 «Расходы будущих периодов». С 1 января 2011 года такой возможности у организаций не осталось. Такой вывод следует из подпункта 14 пункта 1 изменений, утвержденных приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н.
Выбранный порядок распределения расходов определите в учетной политике организации для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008).
Из рекомендации
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание безнадежной дебиторской задолженности
Если резерв по сомнительным долгам создавали, то включить во внереализационные расходы можно сумму задолженности, не покрытую за счет резерва (подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 5 ст. 266НК РФ).*
Из рекомендации
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно
Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.
Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.*
Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.
Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.
Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.
Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).
Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.
Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.
Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).
Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).