основания для блокировки счета четко указаны в пунктах 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ, и таких оснований только три. ИФНС может заблокировать расчетный счет, если организация:
При этом если счет блокируется за неполную уплату налога, приостановить операции инспекция вправе только после вынесения решения о взыскании налогов – об этом прямо указано в абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ.
При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.
Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).
При этом арбитражная практика свидетельствует о том, что условия, указанные в абзаце 2 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации являются необходимым условием для признания правомерным решения ИФНС о блокировке счета. Однако Не направление налогоплательщику уведомления о вынесении решения не является основанием для признания недействительным принятого в инспекцией решения о блокировке счета (см., например, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 N А12-13603/2010, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 N 09АП-31156/2013).
Обоснование
Из рекомендации Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету
Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Право на блокировку счета
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:
- не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
- не представила налоговую декларацию в установленный срок;
- не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.
- не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
- не представила налоговую декларацию в установленный срок;
- не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.
Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).
Блокировка за неуплату налогов
Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.
Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).
Блокировка за непредставление деклараций
Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).
Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.
Ограничения блокировки
Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.
Блокировка счета не распространяется:
- на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
- на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;
Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266, от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).
А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).
При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:
- в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
- в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).
Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.
Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.
Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.
Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:
- морального вреда;
- сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
- сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
- сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112.
Решение о блокировке
Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ).
Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).
Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).
Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.
Заявление об отмене блокировки
Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.
Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:
- номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
- номера банковских счетов, которые следует разблокировать.
К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.
Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Отмена решения о блокировке
Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:
- в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки(если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
- в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:
- не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
- не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление;
- не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
- в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится впункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Проценты за нарушение срока разблокировки
Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.
Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:
Проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета) | = | Сумма, на которую приостановлены операции по счету | ? | Количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета) | ? | Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) | : | Количество календарных дней в году |
Это следует из положений пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и писемМинфина России от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-196 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № АС-4-2/12725.
Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 10.06.2010 N А45-23256/2009
«по результатам выездной налоговой проверки ООО "КРЕМОНА" налоговым органом вынесено решение от 13.03.2007 N 142, согласно которому доначислен НДС, налог на прибыль на общую сумму 9 931 118 руб., соответствующие им пени на общую сумму 4 007 687, 40 руб.
Налоговым органом направлено в адрес ООО "КРЕМОНА" требование N 977 об уплате налога на прибыль, налога на добавленную стоимость в общей сумме 9 931 118 руб., соответствующих им пеней 4 077 687, 40 руб. по состоянию на 07.04.2008.
В связи с неисполнением обществом требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, налоговым органом вынесено решение от 20.05.2008 N 8014 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
26.06.2008 налоговым органом вынесено решение N 9164 о приостановлении операций по счетам в банке на основании пункта 8 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, для обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налогов, пеней.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, проанализировав положения статей 46, 76 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", полно и всесторонне изучив материалы дела, сделал обоснованный вывод о наличии у общества неисполненной налоговой обязанности, отклонив доводы общества о незаконности решения о приостановлении операций на счетах в банке.
Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 указанной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Арбитражными судами установлено, что налоговым органом соблюдены условия, указанные в абзаце 2 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о приостановлении операций по счетам принято после вынесения решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств на счетах в банке в порядке статьи 46 Кодекса.»
Постановление ФАС Центрального округа от 21.02.2014 N А09-5043/2013
«20.03.2013 и 28.03.2013 предприятие представило в Инспекцию налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2012 (сумма налога к уплате 1 549 175 руб.), и налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2012 год (сумма налога к уплате 5 451 848 руб.) соответственно.
Суммы налога, указанные в налоговых декларациях, своевременно и в полном объеме уплачены налогоплательщиком не были.
Налоговый орган направил предприятию требования об уплате налога N 13522 от 01.04.2013 и N 14101 от 04.04.2013.
Поскольку суммы задолженности, указанные в требованиях, налогоплательщиком уплачены в срок не были, Инспекцией были приняты решения N 5817 от 25.04.2013 и N 6256 от 26.04.2013 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика.
Одновременно Инспекцией для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа приняты решения о приостановлении операций по счетам организации в банках N 7434 от 25.04.2013, N 7435 от 25.04.2013, N 7436 от 25.04.2013, N 7437 от 25.04.2013, N 7872 от 26.04.2013, N 7873 от 26.04.2013, N 7874 от 26.04.2013, N 7875 от 26.04.2013.
Полагая, что перечисленные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно положениям ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с пунктом 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст. 70 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
В пункте 1 ст. 46 НК РФ указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 ст. 46 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Согласно пункту 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Судами установлено, что оспариваемые решения Инспекции приняты во исполнение решений налогового органа N 5817 от 25.04.2013 и N 6256 от 26.04.2013 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, соответствуют дате принятия, поэтому не противоречит установленному дозволению - не ранее вынесения решения о взыскании налога.»
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 07АП-9424/11
«Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Барнаула в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой Инспекцией принято решение N РА-21-11 от 16.10.2009, которым обществу доначислены и предложены к уплате налоги в размере 10 232 376 руб., пени - 2 614 672,47 руб., штраф - 209 318 руб.
Решением Управления ФНС России по Алтайскому краю от 22.12.2009 решение налогового органа признано законным в части.
В соответствии с подп. 2 пункта 9 статьи 101 НК РФ решение N РА-21-11 от 16.10.2009 вступило в законную силу 22.12.2009.
Требованию об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 70 НК РФ, Инспекцией в целях исполнения решения N РА-21-11 от 16.10.2009, с учетом решения Управления ФНС России по Алтайскому краю от 22.12.2009, в адрес налогоплательщика 31.12.2009 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 5630 от 30.12.2009.
Данным требованием Обществу предлагалось в срок до 15.01.2010 погасить задолженность.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок в добровольном порядке производится взыскание налога предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 9, 10 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога, пени, сбора, штрафа в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет Российской Федерации взыскиваемых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Решение о взыскании не могло быть принято Инспекцией до 15.03.2010 так как Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения N РА-21-11 от 16.10.2009 и с ходатайством о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 25.01.2010 по делу N А03-634/2010 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции N РА-21-11 от 16.10.2009, до рассмотрения спора по существу и вступления в законную силу итогового судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.09.2010 по делу N АОЗ-634/2010 в удовлетворении требований Общества отказано, в резолютивной части судебного акта указано, что по вступлению решения суда в законную силу, обеспечительные меры, принятые определением от 25.01.2011, подлежат отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ, решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.09.2010 по делу N А03-634/2010 в апелляционном порядке не обжаловалось, следовательно, вступило в законную силу 07.10.2010.
Таким образом, в период с 25.01.2010 по 07.10.2010 налоговый орган был лишен возможности принимать меры для принудительного исполнения обязанности по уплате задолженности, так как согласно правовой позиции, изложенной в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", определено, что если судом запрещено ответчику производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.
В силу пункта 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, а именно применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком - организацией этого требования (подп. 1 пункта 2 статьи 76 НК РФ).
В соответствии с подп. 2 пункта 2 статьи 76 решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
В целях исполнения решения о взыскании N 36428 от 22.10.2010, в соответствии со ст. 76 НК РФ, Межрайонной ИФНС России N 15 по Алтайскому краю приняты решения N 17616-17618 от 01.06.2011 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах, довод Общества о нарушении налоговым органом процедуры бесспорного взыскания налоговых платежей, а именно нарушение требований пункта 2 статьи 70, пунктов 1 - 3 статьи 46, статей 47, 76 НК РФ отклоняется судебной коллегией как несостоятельный и основанный на неправильном толковании норм материального права, противоречащий имеющимся в деле доказательствам.»
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 N 07АП-2331/09
«Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа) согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В том случае, если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате налога в соответствии с абз. 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Налоговый орган на основании пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ вправе принимать решение о приостановлении операций по счетам организации в банке в случае неисполнения организацией требования об уплате налога (пеней, штрафа).
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога (абз. 2 пункта 2 статьи 76 НК РФ).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам организации в банке в случае неисполнения в срок требования об уплате налога (пеней, штрафа), которое направлено в адрес организации по почте заказным письмом, независимо от фактического получения организацией (ее представителем) указанного требования. Факт получения требования N 910 от 16.07.2008 г. Обществом не оспаривается.
Решения N 2363 и N 4049 от 29.07.2008 г. приняты Инспекцией с учетом определения Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7073/2008-6 от 09.07.2008 г. о применении мер обеспечения в виде приостановления действия решения N 18/1 от 30.06.2008 г. в части принудительного взыскания налогов и пени, начисленных за 2005-2006 гг. (сумма, подлежащая взысканию по решениям - 11 712 400,55 руб.)»
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 N 07АП-387/09
«ООО "Терминал" за 2 квартал 2008 года самостоятельно исчислило и заявило путем подачи налоговой декларации по НДС налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, в размере 153 154 рубля. Данное обстоятельство подтверждается декларацией по НДС за 2 квартал 2008 года, выпиской по лицевому счету налогоплательщика, а также самим заявителем. Срок уплаты данного налога установлен частью 1 статьи 176 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 г. N 166-ФЗ) - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Заявитель, самостоятельно исчислив и заявив подлежащий к уплате налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года в силу части 1 статьи 23, части 2 статьи 44, части 1 статьи 45, статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации должен был самостоятельно его уплатить не позднее 21.07.2008 года, однако налог не был уплачен.
В связи с указанными обстоятельствами Инспекция 20 августа 2008 года приняла решение N 134769 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящиеся на счетах в банках. Для обеспечения исполнения данного решения налоговым органом было принято решение N 508545 от 20.08.2008 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Налоговый орган на основании пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ вправе принимать решение о приостановлении операций по счетам организации в банке в случае неисполнения указанной организацией требования об уплате налога (пеней, штрафа).
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога (абз. 2 пункта 2 статьи 76 НК РФ).
Требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа) согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В том случае, если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате налога в соответствии с абз. 3 пункта 4 статьи 69 НК РФ должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
НК РФ не содержит положений о том, что налоговый орган обязан удостовериться в получении требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) в том случае, когда оно направляется по почте заказным письмом.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 (п. 18) Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" при рассмотрении споров налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае уклонения налогоплательщика или его представителя от получения требования об уплате налога указанное требование направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Таким образом, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам организации в банке в случае неисполнения в срок указанной организацией требования об уплате налога (пеней, штрафа), которое было направлено в адрес организации по почте заказным письмом, независимо от фактического получения организацией (ее представителем) указанного требования. Факт получения требования N 295449 об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 28.07.2008 г. ООО "Терминал" не оспаривается.»
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 N А12-9432/2012
«Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "СтройСити" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.08.2011, по результатам принято решение N 11.3600в о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 430 489 руб. Кроме того, обществу доначислен налог на прибыль и НДС в общей сумме 2 213 764 руб., пени по налогам в сумме 426 421 руб.
Решением N 131 от 21.02.2012 Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
В связи с вступлением в законную силу решения N 11.3600в Инспекция направила заявителю Требование от 06.03.2012 N 26789, в соответствии с которым налогоплательщику в добровольном порядке в срок до 27.03.2012 предлагалось уплатить налоги, пени и штрафы, начисленные на основании решения N 11.3600в от 30.12.2011.
В установленный в Требовании срок Общество не уплатило недоимку, пени и штрафы, в связи с чем, налоговый орган принял решение от 28.03.2012 N 154825 о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.
Для обеспечения исполнения Решения Инспекция приняла решение о приостановлении операций по счетам в банке от 28.03.2012 N 108997 в порядке ст. 76 НК РФ.
Не согласившись с указанным решением, полагая, что оно затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Решение принято Инспекцией с нарушением положений статей 76, 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичные доводы приведены в апелляционной жалобе.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. С организации взыскание производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках, что соответствует положениям п. 8 ст. 46 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 76 Кодекса.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам обеспечивает определенный режим функционирования счета, расходные операции по которому будут направлены на исполнение обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, имеющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды.
Пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Решение о приостановлении операций по счетам в банке от 28.03.2012 N 108997 в порядке ст. 76 НК РФ принято в пределах суммы 3070674,66 руб.
Арбитражным судом установлено, что налоговым органом соблюдены условия, указанные в абзаце 2 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о приостановлении операций по счетам принято после вынесения решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах в банке в порядке статьи 46 Кодекса.
Ссылка в апелляционной жалобе, на то, что решение от 28.03.2012 N 108997 принято Инспекцией в качестве обеспечительной меры с нарушением процедуры, установленной пунктом 10 статьи 101 НК РФ, не соответствует обстоятельствам дела и представленным Инспекцией доказательствам, поскольку указанная процедура при принятии решения в порядке ст. 76 НК РФ не подлежит применению.
В апелляционной жалобе Налогоплательщик ссылается на оспаривание решения N 11.3600в о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Однако доказательств принятия судом обеспечительных мер в порядке ст. 90 АПК РФ в виде приостановления исполнения данного решения в материалы дела не представлено.»
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 N А12-13603/2010
«Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. С организации взыскание производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках, что соответствует положениям п. 8 ст. 46 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 76 Кодекса.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам обеспечивает определенный режим функционирования счета, расходные операции по которому будут направлены на исполнение обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, имеющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды.
Пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность банка сообщать в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Согласно пункту 8 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.
Согласно пункту 9 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.
Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам организаций банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Из анализа пунктов 1, 5, 9, 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика доводятся до всех счетов налогоплательщика в банках.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит ограничений по количеству счетов, на которые могут быть выставлены инкассовые поручения. Вместе с тем, направление в банк инкассовых поручений на все счета налогоплательщика и их исполнение в сумме, превышающей задолженность налогоплательщика, могут привести к ситуации излишнего взыскания налога с последствиями, указанными в статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, начисление процентов на излишне взысканную сумму со дня, следующего за днем взыскания).
Направление в банк одновременно инкассовых поручений и решения о приостановлении операций по счетам лишено практического смысла, поскольку и решение о приостановлении операций по счетам и инкассовое поручение исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Иными словами, наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам и (или) инкассового поручения влечет одинаковые правовые последствия - исполнение обязанности по уплате налога в случае совершения расходных операций, не имеющих преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды.
Напротив, необходимость приостановления операций по счету обусловлена тем обстоятельством, что инкассовые поручения в силу изложенных выше причин не могут быть направлены на все счета налогоплательщика (при условии наличия нескольких счетов, остаток денежных средств по которым превышает сумм задолженности). Таким образом, решения о приостановлении операций принимаются только в отношении тех счетов, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения, так как в противном случае осуществление расходных операций по тем счетам, на которые инкассовые поручения не выставлены, приведет к невозможности исполнения решения о взыскании налогов, пеней или штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, а именно достижению этой цели и служат обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.
Таким образом, из анализа норм арбитражного процессуального законодательства суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что решение налогового соответствует закону.
Арбитражным судом установлено, что налоговым органом соблюдены условия, указанные в абзаце 2 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о приостановлении операций по счетам принято после вынесения решения о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах в банке в порядке статьи 46 Кодекса.
Не направление налоговым органом Обществу уведомления о вынесении решения не является основанием для признания недействительным принятого в установленном порядке решения.
Кроме того, довод общества о нарушении ответчиком статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в части не направления в его адрес оспариваемого решения опровергаются представленными налоговым органом доказательствами, в том числе, реестрами заказных почтовых отправлений.
ОАО "КТВ" не оспаривает, что выставленное инспекцией требование N 123660 по состоянию на 26 мая 2010 года об уплате налога, пеней им не исполнено. Данное обстоятельство послужило основанием для принятия налоговым органом 21 июня 2010 г. решения о взыскании налога за счет денежных средств общества в банках.
Неисполнение требования об уплате налога и принятие соответствующего решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика явились основанием для принятия решения N 82884 в порядке, предусмотренном статьей 76 НК РФ.»
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 N 09АП-31156/2013
«29.11.2012 г. инспекцией в порядке п. 1 ст. 76 НК РФ было вынесено оспариваемое решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Оспариваемый ненормативный правовой акт основан на решении N 32935 "О взыскании налогов, сборов, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств" от 06.02.2012 г. о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах.
В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) инспекции, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
26.09.2012 г. решение N 32935 от 06.02.2012 г. о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика было отозвано инспекцией письмом N 11-36/24130 от 26.09.2012 г., что установлено вступившим в законную силу постановлением от 25.03.2013 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-89922/12-38-223Б.
Следует признать обоснованным вывод суда о том, что инспекция, в нарушение абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ приняла оспариваемое решение от 29.11.2012 г. о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в отсутствие решения о взыскании задолженности. Так, налоговый орган не вправе был принимать оспариваемое решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, поскольку на момент его принятия еще действовало решение N 2158 от 05.04.2012 г. о взыскании задолженности за счет имущества заявителя вынесенное 05.04.2012 г.
Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76, пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.
Учитывая, что указанное решение принято 29 ноября 2012 г., т.е. после 05 апреля 2012 г. - даты вынесения Решения N 2158 от 05.04.2012 г. и Постановление N 2174 от 05.04.2012 г. о взыскании задолженности за счет имущества заявителя в порядке ст. 47 НК РФ, то при таких обстоятельствах решение от 29.11.2012 г. является не законным.
Пунктом 2 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога производится по решению Инспекции (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, выставлению инкассовых поручений на расчетные счета налогоплательщика в обязательном порядке должно предшествовать решение инспекции о взыскании спорной суммы задолженности в порядке п. 1 ст. 46 НК РФ.
Учитывая, что инспекция 26.09.2012 г. письмом N 11-36/24130 от 26.09.2012 г. отозвала решение N 32935 от 06.02.2012 г. о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, то выставление 29.11.2012 г. инкассовых поручений N 44988, N 44989, N 44990 от 29.11.2012 г. является незаконным.»
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2007, 21.03.2007 N А40-3227/07-80-7
«ООО "Логус ЛТД" обратилось с заявлением в арбитражный суд с учетом изменения в порядке ст. 49 АПК РФ заявленных требований о признании недействительным решения ИФНС России N 7 по г. Москве от 26.10.2006 N 15541 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке".
Заявление со ссылками на ст. ст. 76, 109, 113 НК РФ мотивировано тем, что решение Инспекции не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку вина ООО "Логус ЛТД" в непредставлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 1-ый квартал 2003 г. отсутствует; обстоятельства, препятствующие выполнению обязанности по представлению этой декларации были известны налоговому органу; срок для принятия оспариваемого решения Инспекцией пропущен.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
В абзаце 2 пункта 2 ст. 76 НК РФ срок, в течение которого налоговый орган может принять такое решение, не определен.
Вместе с тем, в указанной норме указан срок - 2 недели, по истечении которого в случае непредставления декларации налоговый орган вправе принять такое решение.
Суд считает, что при отсутствии иного срока, налоговый орган в целях обеспечения исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, обязан был принять решение в порядке п. 2 ст. 76 НК РФ по истечении указанного срока, то есть не позднее 15.05.2003.»