Действующим законодательством РФ не установлено каких-либо особенностей (дополнительных требований или напротив льгот, прочих отклонений от общего порядка)
в отношении внешнеэкономического взаимодействия (торговли) с контрагентами из ДНР. То есть, данные операции (по реализации в ДНР или по ввозу из ДНР) оформляются и отражаются в бухгалтерском и налоговом учете в общеустановленном порядке как операции по импорту/экспорту со странами, не входящими в состав Таможенного союза. Расчеты с контрагентами также осуществляются в общем порядке с учетом соблюдения правил и норм валютного контроля.
Единственный нюанс – это то, что с 1 января 2016 года приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины, а также введен запрет на ввоз в Россию товаров, указанных в соответствующем Перечне сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Украина.
Обоснование
Письмо Минфина России от 20.01.2016 № 03-07-11/1575 О различных вопросах применения законодательства Российской Федерации в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта на территорию Донецкой и Луганской народных республик и ввозимых с территорий этих республик в Российскую Федерацию
Вопрос:
Профильным направлением хозяйственной деятельности ООО является деятельность в сфере оптовой торговли пищевым сырьем и продуктами питания. В силу специфики местоположения ООО, осуществляющего свою деятельность на территории Ростовской области, в деятельности руководимого мной предприятия, как и в целом в нашем регионе исторически присутствуют достаточно тесные взаимосвязи с соседними регионами Украины - Луганской и Донецкими областями. В связи с политическими событиями 2014-2015 годов тенденция к увеличению подобных хозяйственных взаимосвязей лишь увеличивается, так как в настоящее время руководством украинского государства создаются фактически непреодолимые препятствия в снабжении соседних регионов товарами, в том числе продуктами питания и сырьем для их производства, - в результате чего дефицит указанной продукции восполняется путем поставок с территории Российской Федерации. В результате указанных причин, в настоящее время существует большое количество предложений к заключению договоров поставки от хозяйственных субъектов, осуществляющих деятельность на территории Донецкой и Луганской областей. При этом, так как в указанных регионах уже в течение более полутора лет не функционируют органы государственной власти Украины, значительное число хозяйствующих субъектов из указанных регионов в качестве подтверждающих свою правосубъектность документов, предоставляют документы, выданные новообразованными органами государственной власти Донецкой и Луганской народных республик, и в настоящее время незначительное количество донецких и луганских предпринимателей имеют документы, подтверждающие регистрацию юридических лиц согласно украинскому законодательству, - при этом, имеет место тенденция к дальнейшему уменьшению числа указанных юридических лиц. В результате, в настоящее время существует серьезная проблема, связанная с организацией законной деятельности донецких и луганских предпринимателей на территории Российской Федерации, а также возможности заключения сделок с указанными предпринимателями российскими субъектами предпринимательства, в том числе в вопросе организации осуществления взаиморасчетов. В связи с вышеизложенным просим разъяснить:
1. Допускает ли действующее законодательство Российской Федерации заключение хозяйственных договоров с субъектами предпринимательской деятельности (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными и осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством новообразованных Донецкой и Луганской народных республик?
2. Существуют ли особенности налогового и таможенного оформления поставок продукции в том случае, если стороной по сделке является предприниматель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), зарегистрированный и осуществляющий деятельность в соответствии с законодательством новообразованных Донецкой и Луганской народных республик?
3. Каков порядок исчисления, уплаты и возврата НДС при подобных экспортно-импортных операциях? Возможно ли применение нулевой ставки НДС с учетом того, что таможенные органы Украины в настоящее время не участвуют в таможенном оформлении пересекающих границу с Донецкой и Луганской областями товаров?
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
4. Является ли законным осуществление взаиморасчетов с хозяйственными субъектами, осуществляющими деятельность на территории Донецкой и Луганской областей (созданных как в соответствии с законодательством Украины, так и в соответствии с законодательством ДНР и ЛНР) наличными денежными средствами (рублями РФ) либо посредством расчетов через расчетный счет, открытый в Небанковской кредитной организации (общество с ограниченной ответственностью, г.Москва)?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с ФТС России рассмотрел письмо по различным вопросам применения законодательства Российской Федерации в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта на территорию Донецкой и Луганской народных республик и ввозимых с территорий этих республик в Российскую Федерацию, и сообщает. Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо особенностей при осуществлении предпринимательской деятельности с физическими и юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими деятельность на территориях Донецкой и Луганской народных республик. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. При этом особенностей подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта на территорию Донецкой и Луганской народных республик, нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Учитывая изложенное, при реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта на территорию Донецкой и Луганской народных республик, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в том числе копии контракта с иностранным лицом на поставку товаров за пределы единой таможенной территории Евразийского экономического союза. Федеральным законом от 28* ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон) определено, что правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "27 ноября 2010 года".
Федеральным законом также установлено, что правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, на основании и во исполнение которых Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
По состоянию на 15 января 2016 года указов Президента Российской Федерации, определяющих особенности ввоза товаров по сделкам, заключенным с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Донецкой и Луганской народных республик на территории Украины, не издано. Проведение таможенного контроля в отношении вышеуказанных товаров осуществляется в порядке, определенном таможенным законодательством Таможенного союза.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 2015 года № 628 и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 788 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 августа 2014 года № 830,от 25 июня 2015 года № 625, от 13 августа 2015 года № 862, от 16 сентября 2015 года № 981) с 1 января 2016 года приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли, подписанного в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года, в отношении Украины, а также введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, указанных в перечне сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778, страной происхождения которых является Украина.