Да, Вам необходимо, как налоговому агенту, удержать и перечислить НДС в бюджет РФ.
Участие в выставке (оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов) относится к рекламным расходам организации (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Местом реализации рекламных (маркетинговых, и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель (заказчик) (подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму «входного» налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза
Нормативная база
Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:
- Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36;
- протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).
Налогоплательщики
При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г., п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза (ст. 1 Соглашения от 25 января 2008 г.).
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ,п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ). *
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Исключение сделано для тех, кто ввозит на территорию России товары, освобожденные от налогообложения при ввозе (абз. 1 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). В этом случае НДС платить не нужно. Перечень товаров, освобожденных от налогообложения при ввозе на территорию России, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ.
Со временем организация может изменить характер использования ввезенного товара, в связи с которым она освобождалась от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 10 ст. 2протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Ставка НДС
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 5 ст. 164 НК РФ). При этом ставка НДС на товары, импортируемые из стран – участниц Таможенного союза, не может превышать ставку НДС, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в России (абз. 3 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы». Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Расчет НДС
Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:
Сумма НДС |
= |
Стоимость импортируемых товаров |
+ |
Акцизы (по подакцизным товарам) |
? |
Ставка НДС (10% или 18%) |
При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом, если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 2 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281.
При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.
При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ (услуг) по переработке давальческого сырья.
При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как величина лизингового платежа, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы. При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.
Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза
В августе 2011 года ЗАО «Альфа» импортировала в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.
В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:
Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;
Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.
Уплата налога и подача декларации
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС нужно заплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:
- в котором товары были приняты к учету;
- в котором наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).
Об этом говорится в пункте 7 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
В этот же срок покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (абз. 1 п. 8 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). К декларации нужно приложить:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 г. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. По товарам, ввезенным из Республики Беларусь и принятым к учету до 1 июля 2010 года (дата создания Таможенного союза), заявление подается по форме, утвержденной приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 153н (письмо ФНС России от 6 июня 2011 г. № АС-4-2/8931);
- выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. При наличии переплаты по федеральным налогам инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран участниц Таможенного союза. В этом случае представлять банковскую выписку не нужно;
- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
- счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено национальными законодательствами);
- договор, на основании которого товар ввозится в Россию (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
- информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (если товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в т. ч. не являющегося участником Таможенного союза). В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о лице, у которого он приобрел товары: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если лицо, у которого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно указываются аналогичные сведения о собственнике. Сообщение должно быть подписано руководителем организации-продавца и заверено ее печатью. Если сообщение составлено на иностранном языке, обязательно наличие его перевода на русский язык. Информационное сообщение можно не представлять, если все необходимые сведения отражены в договоре, на основании которого товар ввозится в Россию);
- договоры комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
- договор, в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).
Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации.
Подтверждение уплаты НДС
После того как организация представит необходимый пакет документов, инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 г.). Это нужно, чтобы в дальнейшем:
- организация-импортер смогла получить вычет по уплаченному ей НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- организация-экспортер смогла подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (абз. 1 п. 1 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:
- сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 19 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
- подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
- подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.
Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов. Такой порядок предусмотрен пунктами 1 и 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 г.
Уплата НДС не подтверждена
Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.
Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030.
Принудительное взыскание НДС
Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (абз. 1 п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
НДС при оказании услуг
Ситуация: нужно ли начислить НДС со стоимости работ (услуг), оказанных российской организации белорусской (казахской) организацией. Белорусская (казахская) организация не состоит в России на налоговом учете
Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).
По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). Исключение предусмотрено в отношении работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель (заказчик) (подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской (казахской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму «входного» налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). *
Если местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. Вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, на суммы налогов, уплаченных за рубежом, не распространяются.
В ситуациях, когда белорусская (казахская) организация оказывает российской организации услуги по переработке давальческого сырья, местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь (Республики Казахстан). Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 2 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
18.04.2014г.
С уважением, Пушечкина О. В.,
Ваш персональный эксперт.