У налоговых органов нет полномочий заставить налогоплательщика уменьшить долю налоговых вычетов по НДС при условии, что налогоплательщик принял НДС к вычету правомерно. Однако избежать пристального внимания со стороны налоговых органов при условии высокой доли вычетов по НДС вряд ли удастся. ФНС России официально рекомендовала приглашать на комиссии налогоплательщиков, у которых доля вычетов выше средних показателей по региону.
Кроме того, если доля вычетов больше 89%, то это может являться основанием для назначения выездной налоговой проверки.
Поэтому если высокая доля вычетов носит временный характер, можно посоветовать «отложить» часть из них на более поздние периоды. В противном случае Вам придется регулярно пояснять налоговым органам причины низкой эффективности Вашего бизнеса.
Обоснование
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Когда входной НДС можно принять к вычету
Налоговый вычет – это сумма, на которую можно уменьшить НДС, начисленный при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Такое определение следует из положений статьи 166 и пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ.
Воспользоваться вычетом смогут только те организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения и не освобождены от обязанностей налогоплательщиков, связанных с уплатой НДС. В остальных случаях входной НДС к вычету принять нельзя. Такие суммы разрешено включать в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг и имущественных прав или же учитывать в расходах отдельно (п. 2 ст. 170, подп. 8 п. 1 ст. 346.16, подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Какой НДС принимать к вычету
Обычно к вычету принимают тот НДС, сумму которого предъявил поставщик (в частности, в счете-фактуре). Разобраться в каждом таком случае удобнее по таблице ниже.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Случаи, когда суммы НДС можно принять к вычету | Основание | |
Входной НДС предъявлен | ||
поставщиками при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав. В том числе по товарообменным (бартерным) операциям и по товарам, работам, услугам, приобретенным для проведения строительно-монтажных работ | Пункты 2 и 6 статьи 171 и пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ | |
подрядными организациями, в том числе застройщиками и техническими заказчиками |
При проведении ими следующих видов работ:
|
Пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ |
продавцами объектов незавершенного капитального строительства | ||
поставщиками с полной или частичной предоплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг или имущественных прав | Пункт 12 статьи 171 Налогового кодекса РФ |
Есть также ситуации, когда к вычету можно заявить налог, самостоятельно исчисленный и уплаченный (см. таблицу ниже).
Случаи, когда суммы НДС можно принять к вычету | Основание |
НДС уплачен | |
при ввозе товаров из-за рубежа на таможне или через налоговую инспекцию. Это правило действует, если товары ввозят в таможенных процедурах: – выпуска для внутреннего потребления; – переработки для внутреннего потребления; – временного ввоза; – переработки вне таможенной территории; – либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу России без таможенного оформления |
Пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ |
при выполнении обязанностей налогового агента при покупке товаров, работ и услуг | Пункт 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ |
при реализации товаров в случае их возврата | Пункт 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ |
НДС начислен | |
при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления | Пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ |
с предварительной оплаты в случае реализации в счет нее товаров, работ, услуг и имущественных прав | Пункт 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ |
Кроме того, право на вычет возникает:
– по имуществу, нематериальным активам и имущественным правам, которые внесены в уставный капитал организации (при условии что НДС восстановлен учредителем) (п. 11 ст. 171 НК РФ);
– при изменении цены или количества отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и переданных имущественных прав. Например, когда продавец предоставил скидку в виде уменьшения цены. Важно, чтобы изменение цены или количества произошло после реализации этих товаров, работ, услуг и имущественных прав. Об этом сказано в пункте 13 статьи 171 Налогового кодекса РФ.
Бывает, что для решения рабочих задач собственных технических средств и кадров с достаточной степенью квалификации не хватает. В таких случаях привлекают внешнего исполнителя – заключают договор аутсорсинга. Фактически это договор на разные виды работ или услуг, зачастую на абонентской основе. К примеру, аутсорсингом можно воспользоваться для ведения бухучета, перевода документов с иностранных языков, перевозок и т. п.
НДС, предъявленный с таких услуг, к вычету принимают в общем порядке, если выполнены все условия. Никаких особенностей для аутсорсинга не установлено, ведь это целая группа договоров на оказание услуг или выполнение работ, а не отдельная сделка.
Условия вычета
В общем случае входной НДС принимайте к вычету, если одновременно выполняются следующие четыре условия:
- налог предъявлен поставщиком;
- товары, работы или услуги приобретены для облагаемых НДС операций, в том числе и для перепродажи;
- приобретенные товары, работы или услуг приняты на учет;
- получен правильно оформленный счет-фактура (универсальный передаточный документ).
Об этом сказано в статьях 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ.
Критерии отбора организаций для проведения в них выездных налоговых проверок
Критерий1 (приложение 2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333) |
Характеристика критерия |
Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности) | Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата2 |
Убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов | Убыточная деятельность организации на протяжении двух и более календарных лет |
Значительные суммы вычетов по НДС | Доля вычетов по НДС в сумме налога, начисленного за 12 месяцев, равна или превышает 89 процентов |
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) | Несоответствие темпов роста расходов и доходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль, аналогичному соотношению по данным формы № 2 |
Размер среднемесячной зарплаты на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности | Информация о среднем уровне зарплаты по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ берется из общедоступных информационных источников3 |
Неоднократное приближение показателей, дающих право применять спецрежим, к их предельному значению | Во внимание принимается приближение, при котором показатель отличается от предельного значения менее чем на 5 процентов. При этом частота таких приближений – два и более раз в течение одного календарного года |
Заключение договоров с перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических и иных причин | Во внимание принимаются обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды4 |
Непредставление пояснений о выявленных инспекцией несоответствиях показателей деятельности, и (или) непредставление в инспекцию запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п. |
Отсутствие без объективных причин пояснений организации о выявленных в ходе камеральных проверок ошибках и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в налоговых декларациях (расчетах). Организации направлено уведомление с требованием представить необходимые пояснения или внести исправления. Необеспечение сохранности учетных данных и документов, необходимых для расчета и уплаты налогов. Невосстановление этих документов в случае их утраты в результате форс-мажорных обстоятельств |
«Миграция» между налоговыми инспекциями (организация часто меняет свое местонахождение и переходит из одной инспекции в другую) |
Во внимание принимаются: – два и более случая смены местонахождения с момента государственной регистрации организации; – снятие с учета и постановка на учет по новому местонахождению в период выездной налоговой проверки |
Отклонение уровня рентабельности организации от среднестатистического уровня рентабельности по виду деятельности5 | Во внимание принимается отклонение рентабельности от среднестатистического показателя на 10 процентов и более (рентабельность оценивается по данным бухучета) |
1 Перечень критериев не является исчерпывающим. При отборе на проверку налоговая инспекция может учитывать и другие обстоятельства. В частности, вероятность получения организацией необоснованной налоговой выгоды (разд. 4 Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).
2 Показатели налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006–2011 годы приведены в приложении 3 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Данные за 2012 год и последующие периоды представлены в отдельной таблице.
3 Указанными источниками являются:
– официальные интернет-сайты территориальных органов статистики (информация об адресах этих сайтов находится на официальном интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru);
– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами статистики (статистический сборник, бюллетень и др.);
– территориальный орган статистики или налоговая инспекция по запросу;
– официальные интернет-сайты региональных налоговых управлений после размещения на них соответствующих статистических показателей (информация об адресах интернет-сайтов региональных налоговых управлений находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru).
Кроме того, учитывается информация от граждан, организаций, предпринимателей и контролирующих ведомств о выплате зарплаты «в конвертах» и о фактах отказа от заключения трудовых договоров.
4 Признаки необоснованной налоговой выгоды приведены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
5 Показатели среднеотраслевой рентабельности по основным видам экономической деятельности за 2006–2011 годы приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. Данные за 2012 год и последующие периоды представлены в отдельной таблице.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@
О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях
Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.
Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:
- Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Отбор налогоплательщиков данной группы осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по строке 100 Листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года.
В список включаются также организации, не заполнившие строку 100 Листа 02, у которых расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов.
- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.
- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС.
Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.
Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 1-2, Январь 2016
Картина недели
Выросла безопасная доля вычетов НДС
Егор Хан, корреспондент «УНП»
В декларациях за четвертый квартал 2015 года компании могут смелее заявлять вычеты НДС, не опасаясь претензий налоговиков. Безопасная доля вычетов по стране продолжает расти. Это следует из отчета ФНС на сайте nalog.ru на 1 ноября 2015 года. Среднюю долю вычетов налоговики используют при отборе компаний на комиссии. Данные по каждому региону мы показали на карте.
На 1 ноября 2015 года вычеты НДС по внутренним операциям в среднем по стране составили 88,6 процента. Весь год показатель понемногу рос: на 1 мая он составлял 88,1 процента, к августу увеличился до 88,5 процента. Наиболее высокий рост в Архангельской области — на 6,4 процента, снижение в Ненецком автономном округе — на 7 процентов.
В Москве и Петербурге доля вычетов выше средней по стране. В Петербурге она составляет 91,5 процента, что немногим больше августовского результата, в Москве и области показатель немного снизился — до 90,4 и 90,9 процента соответственно.