Вопрос: Ситуация: ИП, находящийся на ЕНВД (с площади) занимается торговой деятельностью. Специфика - меховые изделия. Закупка изделий происходит как у отечественного производителя так и у иностранного. Должен ли предприниматель хранить Торг-12 от поставщиков? Если да - то сколько лет срок хранения и какие проверяющие органы имеют право затребовать данную информацию? Если не будет Торг-12 какие штрафы предусмотрены законодательством
Ответ: Предприниматель на вмененке не обязан вести бухучет. Однако несмотря на это, закон обязывает бизнесменов хранить все первичные документы (включая накладные Торг-12) не менее пяти лет. Этот вывод подтверждают специалисты Минфина России в своих разъяснениях. За отсутствие первичных документов ИФНС может оштрафовать организацию по статье 120 НК РФ.
Еще читайте: применение ЕНВД в 2020 году
Но имейте в виду: требовать у предпринимателя на ЕНВД первичку во время камеральных и выездных проверок налоговики не вправе. Поясним, почему.
Во время камеральной проверки инспекторы могут запрашивать бумаги лишь в некоторых ситуациях (закрытый перечень таких ситуаций есть в НК РФ). Например, если организация возмещает НДС из бюджета. Во время камеральной проверки декларации по ЕНВД требовать Торг-12 и другую первичку налоговики не имеют права.
Во время выездной проверки инспекторы так же не могут запросить накладные. Ведь в ходе таких ревизий сотрудники инспекции вправе запросить у организации лишь те документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. Очевидно, что Торг-12 никак не связаны с начислением ЕНВД.
Остаются лишь встречные проверки. Инспекторы могут запросить у предпринимателя документы по сделкам с каким-нибудь контрагентом – кем-то из поставщиков. В том числе могут быть запрошены и накладные. Если бизнесмен их не предоставит, то его могут оштрафовать по статье 126 НКРФ. Размер штрафа – 10 000 руб. Кроме того, в данном случае суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб.
Обоснование
Как вести учет хозяйственных операций при ЕНВД
Хранение первичных документов
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Первичные документы по деятельности на ЕНВД нужно хранить в общем порядке. То есть не менее пяти лет. Это следует из пункта 1 статьи 29, подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Такое правило касается и организаций и предпринимателей.
Несмотря на то что предприниматели на ЕНВД не обязаны вести бухучет, хранить документы они должны. Никаких исключений для ИП законом не предусмотрено.
Организовать хранение документов нужно самостоятельно (п. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подробнее об этом см. Как хранить бухгалтерские документы.
Как хранить бухгалтерские документы
Ситуация: в течение какого срока организация обязана хранить бухгалтерские (налоговые) документы
Храните документы в течение срока, установленного законодательством, но не менее пяти лет.
Сроки хранения первичных документов установлены в Налоговом кодексе РФ, Законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, а также в перечне, утвержденном приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.
В статье 23 Налогового кодекса РФ говорится, что документы, необходимые для целей расчета налогов (в т. ч. бухгалтерские документы), организация должна хранить в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Это требование относится ко всем документам бухгалтерского и налогового учета, необходимым для исчисления и уплаты налогов, в том числе и к документам электронных систем документооборота между банком и клиентами (в частности, системы «Клиент-Банк»). Соблюдать указанный срок организация обязана, если другие сроки не установлены законодательством. Аналогичные выводы подтверждаются письмом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-11/104.
Вместе с тем, в части 1 статьи 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ сказано, что первичные учетные документы, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, а также аудиторские заключения о ней нужно хранить в течение того периода, который установлен правилами архивного дела. Но не менее пяти лет. Сроки же хранения типовых архивных документов определены в перечне, утвержденном приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558.
Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 22 июля 2013 г. № 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-3/14759).
Таким образом, чтобы не быть наказанными за нарушение правил, установленных Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, храните налоговые декларации, расчеты, регистры и другие документы как минимум пять лет. Дольше – лишь те, для которых законодательством установлен больший срок.
Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, храните не менее пяти лет. После того как закончится этот срок и пройдет хотя бы один месяц со дня последней инвентаризации, копии использованных бланков можно уничтожить на основании акта об их списании. Такие правила установлены в пункте 19 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Ситуации, когда стоит назначить особые сроки для хранения подтверждающей первички, названы в таблице.
Вид документов | Срок хранения | Где об этом сказано |
Документы, связанные с приобретенным амортизируемым имуществом (договор покупки, акт приема-передачи) | Четыре года после того отчетного периода, в котором имущество списали с баланса или продали | Подпункт 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7604 |
Первичка за годы, в которых организация получила убыток в налоговом учете, в том числе от реализации имущества | В течение всего периода, пока учитываете убыток при расчете налога на прибыль | Пункт 4 статьи 283 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278 |
Документы, необходимые для списания безнадежной дебиторской задолженности (договоры с контрагентами, письма, платежки) | Четыре года после того периода, в котором долг контрагента признали безнадежным. При этом срок хранения продлевается, если срок давности по обязательству прерывался и начал течь заново | Подпункт 8 пункта 1 статьи 23, подпункт 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ, статья 203 Гражданского кодекса РФ |
Началом срока хранения документов считайте 1 января года, следующего за тем, в котором они были составлены (приняты к учету) (абз. 4 п. 1.4 перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558). Например, если документ составлен в 2014 году, то срок хранения начинает исчисляться с 1 января 2015 года. Из этого правила есть два исключения.
Первое – это регистры, необходимые для вычета НДС. В частности, книга покупок и книга продаж, а также журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур. Начало срока их хранения определяйте с даты последней записи в них. Это следует из пункта 24 раздела II приложения 4, пункта 22 раздела II приложения 5 и пункта 13 раздела II приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
И второе исключение – документы, которые подтверждают первоначальную стоимость амортизируемого имущества. Срок хранения для них считайте с момента, когда перестали начислять амортизацию (письмо Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/270).
Ответственность за нарушение правил хранения
Отсутствие бухгалтерских документов (например, по причине их утраты) признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Поэтому если нарушить порядок и срок хранения документов, то организации и ее ответственным сотрудникам грозит наказание.
Сколько лет «вмененщику» хранить бухгалтерские и налоговые документы
Информация Минфина России № ПЗ-13/2015
Минфин России на своем сайте minfin.ru разместил информацию № П3-13/2015, в которой напомнил требования к срокам хранения документов бухгалтерского и налогового учета.
Напомним, компании, уплачивающие ЕНВД, обязаны вести бухгалтерский учет на общих основаниях (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее — Закон № 402-ФЗ). А вот коммерсанты на «вмененке» от ведения бухучета освобождены (подп. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Однако эта новость вас также касается. Поскольку первичные учетные документы вы используете в своей работе, как и организации.
Так, «первичку» следует хранить не менее пяти лет после окончания отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ). Но сам порядок хранения документов в законодательстве не предусмотрен. Организуйте его самостоятельно (ч. 2 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).
Что касается документов налогового учета, то храните их в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Напомним, это все документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, уплату (и удержание) налогов. А для «вмененщиков» еще и документы, подтверждающие учет физических показателей, необходимых для расчета ЕНВД. Порядок хранения налоговых документов вы также определяете сами. Не забудьте закрепить эти нормы в положении по учетной политике.
Ответственность за нарушение правил ведения бухучета
За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.
Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Есть также мера наказания и для должностных лиц организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Санкции предусмотрены за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности. За такие действия предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.
Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:
Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.
Как можно избежать штрафов
Избежать наказания, когда речь идет об искажении данных бухучета, из-за которых организация не доплатила налог в бюджет, можно. Во-первых, штрафа не будет, если подать в инспекцию уточненную налоговую декларацию (расчет), а перед этим погасить недоимку и заплатить пени. Во-вторых, можно исправить ошибки и сдать пересмотренную бухгалтерскую отчетность в инспекцию. Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Главбух советует: если инспекторы выставили штраф за ошибку в бухучете, которая никак не отразилась на сумме налога, то такое наказание можно оспорить.
Самые распространенные ошибки в бухучете, которые часто признают грубыми, представлены в таблице.
В чем инспекторы видят ошибку | Почему ошибку считают грубой | Можно ли оспорить штраф |
Входной НДС приняли к вычету на основании копий счетов-фактур из-за того, что поставщик задерживает оригиналы | Искажены данные по счетам 19 и 68 субсчет «Расчеты по НДС» | Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и 68 попадают из налоговых регистров – книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи |
Входной НДС приняли к вычету на основании счетов-фактур, в которых есть ошибки | ||
Входной НДС приняли к вычету не в том налоговом периоде | Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» | |
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы | Искажены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» | Штраф можно оспорить, если речь идет о расходах, которые организация признает при расчете налога на прибыль на основании специальных налоговых регистров. Например, любые нормируемые затраты (представительские, рекламные расходы, проценты по займам, компенсация за использование личного имущества сотрудника на службе и т. д.). Организации, как правило, учитывают такие расходы на основании справок-расчетов или иных налоговых регистров. А раз так, то говорить об искажении в бухучете нельзя |
Налоговые расходы списали на основании первички, в которой есть ошибки | ||
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы | Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» | |
Занизили стоимость объекта основных средств на счете 01 (03) | Занижен налог на имущество, так как отражена неверная сумма на счете 01 (03) | Штраф оспорить не получится, так как ошибка напрямую связана с искажениями в бухучете. Ведь налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которую компания определяет по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). Обратите внимание, что с 2014 года региональные власти могут прописать в законодательстве другой порядок по некоторым объектам: базой станет кадастровая стоимость, а не бухгалтерская |
Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Истребование документов
Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:
Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.
Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.
Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. При совершении этих операций НДС могут не платить любые организации. Следовательно, истребование каких-либо документов, подтверждающих право на освобождение в подобных операциях, не допускается.
Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмом Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.
Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:
Это следует из положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий:– инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.
Цели встречных проверок:
- в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
- если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
- если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
- если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
- если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
- если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
- если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
- если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
- если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);
-
если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросам правомерности использования той или иной льготы.
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).
Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке
В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке
Ситуация: Когда и как проводится встречная налоговая проверка
Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.
Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:
- первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
- при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
- после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.
- доказать реальность операций, которые совершались проверяемой организацией;
- подтвердить законность происхождения документов;
- уточнить соответствие учетных данных (например, доходов и расходов) у сторон – участниц сделок.
На практике встречная проверка сводится к тому, что инспекция запрашивает у контрагента проверяемой организации необходимые ей документы. Порядок истребования документов у контрагентов при проведении встречных проверок определен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не содержит ограничений:– ни по срокам проведения встречных проверок;– ни по количеству налоговых периодов, которые могут быть охвачены такой проверкой;– ни по количеству повторных встречных проверок.
Таким образом, в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.
Решение инспекции по результатам встречной проверки контрагенту не вручается. Полученные от него сведения остаются в материалах проверки, которая проводилась в отношении другой организации (сведения о которой запрашивались).
Ситуация: какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации
Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.
Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений. Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок. При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией. Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.
Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.
Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010, от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010).
Внимание: Если организация не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении документов или информации, ее могут привлечь к налоговой и административной ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ).
Налоговая ответственность наступает, если контрагент проверяемой организации:
- не представил сведения о ней в установленный срок;
- отказался представить документы о ее деятельности;
- представил документы с заведомо недостоверными сведениями.
В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.
Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).