Да, возможна, законодательство этого не запрещает.
Статьей 89 НК РФ прямо предусмотрено проведение выездной налоговой проверки в отношении физического лица, в том числе не являющего индивидуальным предпринимателем.
Предметом такой проверки является своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 НК РФ), проверен может быть период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Инспекторы при проведении проверки не вправе проникать в жилые дома без согласия хозяев, поэтому проверка может проходить в инспекции.
В ходе проверки инспекторы вправе требовать документы, подтверждающие понесенные гражданином расходы, подтверждающие уплату налогов и необходимые для исчисления налогов. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица обязаны в течение четырех лет обеспечивать их сохранность.
При этом гражданин также, как и любой налогоплательщик, может оспорить решение инспекции о привлечении к ответственности за неуплату налога, если считает, что инспекция нарушила процедуру проведения проверки или привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, если считает, что оснований для привлечения к налоговой ответственности в данном случае нет. При этом судебной практики по оспариванию гражданами решения ИФНС о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, в настоящее время нет.
Обоснование
Из рекомендации Валентины Акимовой, государственного советника налоговой службы РФ III ранга, Ольги Красновой, директора БСС «Система Главбух»
Как перечислить НДФЛ в бюджет человеку
Cрок уплаты налога
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Порядок уплаты НДФЛ не зависит от того, кто рассчитывает налог:
Человек, который обязан сам рассчитать НДФЛ с каких-либо доходов (и подать декларацию до 30 апреля следующего года), должен заплатить с них налог не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором получены эти доходы (п. 4 ст. 228 НК РФ). Например, по доходам, полученным в 2015 году, налог нужно перечислить до 15 июля 2016 года включительно.
Если последний день, в который можно заплатить налог, – выходной день (суббота, воскресенье или нерабочий праздничный день), срок уплаты НДФЛ переносится на следующий ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Для некоторых налогоплательщиков предусмотрены иные сроки уплаты НДФЛ, если в течение календарного года они прекратили деятельность, по которой НДФЛ обязаны рассчитывать самостоятельно. К ним относятся:
- иностранные граждане, уезжающие из России;
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.
Налог с доходов, полученных такими гражданами с начала календарного года и до того момента, когда прекратилась деятельность, нужно заплатить в течение 15 календарных дней с момента подачи декларации (в этом случае декларация представляется досрочно).
Об этом сказано в пункте 3 статьи 229 Налогового кодекса РФ.
В бюджет нужно перечислить ту сумму НДФЛ, которая указана в строке 040 раздела 6 налоговой декларации поформе 3-НДФЛ (п. 4 ст. 228, абз. 3 п. 3 ст. 229 НК РФ).
Если налог не удержан
В большинстве случаев НДФЛ из доходов человека удерживает налоговый агент. Однако в некоторых случаях он не может удержать налог. Такое может случиться по разным объективным причинам, например:
- налог не был удержан, так как превышал 50 процентов от выплачиваемого человеку дохода;
- налог не был удержан, так как человек получил доход в натуральной форме (например, приз или подарок), а денежных доходов, из которых налоговый агент смог бы удержать НДФЛ, не получал.
В этом случае налоговый агент уведомит инспекцию о том, что не смог удержать с человека НДФЛ. И инспекция направит человеку на эту сумму налоговое уведомление и уже заполненный платежный документ на уплату НДФЛ (форма № ПД (налог)). Таким образом, человеку не нужно ни рассчитывать налог, ни заполнять платежный документ. Достаточно прийти с этим уведомлением в банк (почтовое отделение, кассу администрации).
Срок уплаты налога по уведомлению – не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором получил доход.
Такие правила установлены пунктами 1, 4 и 5 статьи 226, пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса РФ.
Внимание: За несвоевременную уплату НДФЛ налоговая инспекция может начислить на сумму недоимки пени (ст. 75 НК РФ).
Пени рассчитают так:
Пени | = | Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма НДФЛ | х | Количество календарных дней просрочки уплаты налога | х | 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки уплаты налога |
Пени начисляют за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные, нерабочие и праздничные дни. Отсчет количества дней просрочки начинается со дня, следующего за днем окончания срока перечисления НДФЛ. За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что пени взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.
Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VIIТребований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Внимание: Если человек не уплатил НДФЛ в бюджет, налоговая инспекция может наложить штраф за неуплаченный налог (ст. 122 НК РФ). Также инспекция вправе взыскать задолженность по налогу за счет имущества собственника (ст. 48 НК РФ). В некоторых случаях гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 198 УК РФ).
Если человек не заплатил НДФЛ и инспекция самостоятельно выявила недоимку, она вправе выставить требование об уплате налога, пеней и штрафа (вместе с платежным документом поформе № ПД (налог)).
Требование должно быть вручено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Оно может быть вручено человеку лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если требование направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.
Такой порядок предусмотрен статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ и положениями письма от 10 сентября 2001 г. МНС России № ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198.
Штраф за неуплату (неполную уплату) НДФЛ составит:
- 20 процентов от неуплаченной суммы;
- 40 процентов от неуплаченной суммы (если будет доказано, что человек умышленно не платил налог).
Такая ответственность предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса РФ.
Требование об уплате налога, пеней и штрафа исполните в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если только в самом требовании не указан более длительный срок для уплаты налога (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Если требование не будет исполнено вовремя, инспекция может подать в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества человека:
- денежных средств на счетах в банке;
- наличности;
- имущества, переданного другим лицам (например, сданного в аренду);
- другого имущества.
Перечень имущества, за счет которого не может быть взыскана задолженность, указан в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Если сумма неуплаченного налога, пеней, штрафов превышает 3000 руб., инспекторы должны подать заявление о взыскании в течение шести месяцев с даты, когда срок уплаты требования истек (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Если сумма неуплаченного налога, пеней, штрафов 3000 руб. не превышает, инспекторы не смогут обратиться в суд, пока с даты, когда истек срок исполнения самого первого требования, не пройдет три года. И тогда заявление о взыскании инспекторы смогут подать в течение шести месяцев с момента, когда истек указанный трехлетний срок.
Но, предположим, в течение трехлетнего срока инспекторы исправно выставляли требования на сумму набежавших пеней, а гражданин эти требования не оплачивал. Либо у человека появились новые долги перед бюджетом, о которых сообщалось в требованиях об уплате. В тот день, когда общая сумма задолженности превысит 3000 руб., у инспекторов появится основание обратиться за взысканием в суд. На это отводится шесть месяцев с даты, когда долги перед бюджетом превысили 3000 руб.
Если инспекция пропустит установленный срок, суд будет рассматривать ее заявление только при наличии уважительной причины.
Обо всем этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Чтобы суд принял обеспечительные меры для исполнения обязательств должника и арестовал имущество гражданина, вместе с заявлением о взыскании инспекторам нужно представить соответствующее ходатайство (п. 5 ст. 48 НК РФ).
Подавая заявление в суд, инспекция в тот же день должна направить человеку копию.
Такие правила установлены статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета пеней при несвоевременном перечислении НДФЛ в бюджет
А.С. Глебова должна была не позднее 15 июля 2016 года заплатить НДФЛ в размере 40 900 руб. на основании поданной ею декларации. Однако она перечислила налог только 6 августа 2016 года. Поскольку налог был заплачен позже установленного срока, инспекция насчитала пени.
Продолжительность просрочки составила 21 день (с 16 июля по 5 августа включительно).
Ставка рефинансирования в этот период составляла 11 процентов.
Пени составили:
40 900 руб. х 11% х 1/300 х 21 дн. = 314,93 руб.
Налоговая инспекция не привлекла Глебову к налоговой ответственности в виде штрафа, так как декларация была сдана вовремя и налог был перечислен ею самостоятельно. То есть до того, как инспекция обнаружила недоимку и выставила требование об уплате налога.
Для определения сроков перечисления налога удобно воспользоваться таблицей.
Статья 89 Налогового кодекса РФ
1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.
2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из статьи журнала «Главбух» № 3, Февраль 2008
Выездные налоговые проверки ждут простых граждан
В этом году налоговики начнут практиковать такую экзотическую форму контроля, как выездную проверку физического лица.
Главные кандидаты люди, которые в 2007 году получили доходы от продажи имущества и не задекларировали их до 30 апреля 2008 года включительно.
Правда, выездной такую проверку можно назвать условно: налоговики не имеют права проникать в жилые дома без согласия хозяев. Поэтому все мероприятия могут проходить прямо в инспекции. Главное налоговики намерены требовать любые нужные им сведения (договоры купли-продажи, акты о передаче имущества, расписки).
К сожалению, выездная проверка физлиц мероприятие, которое не противоречит Налоговому кодексу РФ. Более того, инспекторы будут вправе штрафовать по 50 руб. за каждый непредставленный документ по статье 126Налогового кодекса РФ.
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 08.06.2011 № 03-02-08/64 «О проведении выездной налоговой проверки в отношении физического лица»
Вопрос
Меня как физ. лицо взяли на выездную проверку решением от 31.12.2009 с периодом проверки 2006-2008 годы, в том числе и по несамостоятельно исчисляемым налогам. Ознакомили 02.03.2010, уже после приостановления. Возобновили в августе - фактически 16.08.2010. Предоставить все документы за 2006 год я уже не могла. До этого проверяли камеральной проверкой в 2007 году, по несамостоятельно исчисленным налогам вопросов не было.
Законно ли ИФНС привлекла меня к ответственности решением от 31.12.2010 за непредоставление договора комиссии четвертого года хранения за 2006 год, который к фактическому расчету НДФЛ отношения не имеет (не первичный, а договорной документ), и я его уже надлежаще не хранила, так как он гражданско-правовой силы в 2010 году не имел?
Законна ли выездная проверка по физ. лицу от 31 декабря, ведь физ. лицо 4 года не обязывается хранить документы, да еще и по несамостоятельно исчисленным за пределами срока уплаты НДФЛ (фактически выездная проверка началась 16.08.2010 по НДФЛ за 2006 год)?
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены обращения от 10.05.2011 № 2011-1577 и от 12.05.2011 № 2011-1593 по вопросам о проведении выездной налоговой проверки физического лица и сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.Пунктом 4 статьи 89 Кодекса установлено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках такой налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Согласно пункту 2 указанной статьи выездная налоговая проверка может проводиться в отношении физического лица. Пунктом 6 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.Подпунктами 1-4 пункта 9 статьи 89 Кодекса предусмотрены основания приостановления выездной налоговой проверки. При этом общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Кодекса решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Из рассматриваемых обращений следует, что налоговым агентом не была исполнена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица, получающие доходы, при получении которых налоговыми агентами не был удержан налог на доходы физических лиц, исчисляют и уплачивают такой налог исходя из сумм полученных доходов. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права (абзац первый статьи 137 Кодекса).
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 04.07.2011 № 03-02-08/71 О проведении выездной налоговой проверки физического лица и о сроках хранения им документов
«В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены обращения от 08.06.2011 № 2011-1932 по вопросам о проведении выездной налоговой проверки физического лица и о сроках хранения им документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщается следующее.
Статьей 89 Кодекса предусмотрено проведение выездной налоговой проверки физического лица, в том числе не являющего индивидуальным предпринимателем. Предметом выездной налоговой проверки является, в частности, своевременность уплаты налогов (пункт 4 статьи 89 Кодекса). По общему правилу, в рамках такой налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики - физические лица обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающих уплату (удержание) налогов. К документам, необходимым для исчисления налогов, относятся и документы, подтверждающие право налогоплательщика на использование налоговых льгот. Должностные лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом. При этом налоговым органом не могут быть истребованы у физического лица те документы, которыми это лицо не располагает.
Документы, которые были истребованы в ходе выездной налоговой проверки, представляются налогоплательщиком - физическим лицом в соответствии со статьей 93 Кодекса.Пунктом 1 статьи 101 Кодекса предусмотрены пресекательные сроки, в том числе с учетом продления срока, для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.Вместе с тем Кодексом обеспечивается право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подпункт 15 пункта 1 статьи 21, пункт 2 статьи 101 Кодекса).На основании абзаца первого пункта 2 статьи 22 Кодекса права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Учитывая изложенное, полагаем, что заявленное в налоговый орган ходатайство физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью должно быть учтено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и принято соответствующее решение с учетом установленных пунктом 1 статьи 101 Кодекса пресекательных сроков».
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Какие права и обязанности есть у налоговых органов
Обжалование действий инспекции
Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):
- в ФНС России или ее региональном управлении;
- в арбитражном суде.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.
До 1 января 2014 года обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в суде и вышестоящем налоговом органе можно одновременно (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ).
Решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки
Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.
В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).
УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
- отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
- отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*
О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.
Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
- признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
- о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.*
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.
В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).
Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009
.